Стратегия
                         Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным.
 
       Замысел презентации.
1)    Актуализация желания здоровья  и богатства (представление-знакомство - позиционировние).
2)    Проведение мозгового штурма на тему как это добиться (прояснение потребностей людей и достижение договорённостей о демонстрации).
3)    Анализ жизненных стратегий, фиксация проблем и исследование их причин (показ мыслительного процесса и формирование интереса к его развитию).
4)    Разработка проекта решения, ключевым элементом, которого является тренинг «Мастер  мышления» (показ возможности удовлетворения потребностей - формировние намерения к участию в тренинге).
5)    Достижение договорённости об участии в тренинге (условия участия - продажа).
 
      1
. Актуализация желания здоровья  и богатства (представление-знакомство).
 
      Я Тарасов В.В. выступаю перед вами с целью презентировать тренинг «Мастер мышления». Для того
чтобы объяснить, что вам даст развитие мышления при помощи вашего  участия в данном тренинге я
предлагаю вам сыграть в следующую интеллектуальную игру - разработать проект: как стать богатым и
счастливым с минимальным риском быть бедным и больным.
      Схема игры:
а) Мозговой штурм - «стратегия жизненного успеха».
б) Анализ лучших вариантов, выявление рисков и их причин.
в) Проектирование решений выявленных проблем.
г) Анализ необходимых условий для реализации проектов личностного успеха.
      После этой игры, надеюсь, вам станет ясно: зачем и как вам развивать мышление, и также какова роль
научного консультанта в этом процессе.
 
     2
. Проведение мозгового штурма на тему как это добиться (прояснение потребностей клиентов и
достижение договорённостей о демонстрации.
 
     Какие возможны проекты реализации желания быть здоровым и богатым?
1)    Найти клад.
2)    Добиться халявного места, где много получаешь мало отдаёшь.
3)    Преступная деятельность и коррупция.
4)    Хорошее образование и трудоустройство.
5)    Карьера в гос. структурах.
6)    Создание собственного прибыльного бизнеса.
7)    Ростовщиство                                                                                               
8)    Инвестирование.
 
 
     3.
Анализ жизненных стратегий, фиксация проблем и исследование их причин (показ мыслительного
процесса и формирование интереса к его развитию).
 
     Проанализируем предложенные стратегии с точки зрения вероятности успеха и возможных рисков (в
направлении от нечестных к честным).
1)    Разбойник и мошейник. Преступная деятельность и коррупция. Риски, связанные с постоянным
участием в «боевых действиях» и угрозой со стороны правоохранительных органов. Вся жизнь в тени и
при достижении некоторого успеха с охраной. Деньги - то есть, то нет.
2)    Кладоискатель. Найти клад (грабануть большую сумму). Каждое лето отправляться на поиски клада. В
промежутки же перебиваться временными заработками. Риски не найти клада, а если найдёшь, то могут
ограбить или человек не сумеет распорядиться деньгами, проест и быстро потратит (пример, Шура
Балаганов, Остап Бендер из «Золотого телёнка»).
3)    Теплого места искатель. Добиться халявного места, где много получаешь мало отдаёшь (в частности
выйти замуж, или жениться по эгоистическому расчёту). Сложность борьбы за место. Необходимость
«волосатой лапы» и зависимость от неё. Сложность удержания места. Неуважение порядочных людей.
4)    Ростовщик. Выдавать деньги в залог, под проценты. Опасность грабёжа.
5)    Политик. Карьера в гос. структурах и общественных структурах. Умение следовать генеральной
линии. Опасность потерять популярность. Необходимость играть харизматическую роль.
6)    Испольнитель. Зарплата за исполнение обязанностей. Невысокий уровень дохода. Высокий уровень
зависимости от хозяина.
7)    Профессионал. Хорошее образование и трудоустройство. Длительный труд, направленный на
повышение квалификации. Необходимость поиска организации, в которой ценят квалификацию.
Медленная карьера, ограниченность уровня доходов.
8)    Бизнесмен. Создание собственного прибыльного бизнеса. Умение быстро перестраиваться.
Необходимость крыши, защищающей от наездов. Огромный объём работы.
9)    Инвестор. Вкладывание денег в проекты и получение прибыли от результатов деятельности.                
       Понимание системных процессов, экономики и организации производства. Риск потерять вложенные
деньги.
 
       В реальности возможны и часто реализуются смешанные варианты.
 
      Все предложенные варианты жизненных стратегий предполагают, что сначала надо сделать деньги, а они обеспечат здоровье и всё остальное. Но зачастую человек, реализующий эту стратегию, попадает в замкнутый круг - чем больше зарабатывается денег, тем больше их уходит на лечение.
      Рокфеллер реализовывал эту стратегию, и ему удалось прожить до 90 лет. В тоже время у мастеров цигун есть поговорка. Кто умер раньше 120 л. тот умер молодым. Известно также, что в странах сытого миллиарда средняя продолжительность жизни каждые 10 л. увеличивается на 2,5 г. В России же за последние десять лет средняя продолжительность жизни падала.
       Почему же людям стран сытого миллиарда удается быть здоровыми и богатыми, а у нас это получается пока намного реже? Почему долго, сохраняя высокую работоспособность живут мастера цигун?
   В настоящее время формируется научное направление называемое «Человековедение», которое занимается системным обобщением знаний о человеке различных наук: антропологии, социологии, психологии, медицины,  и т.п.
      Посмотрим же на ситуацию с точки зрения «Человековедения».
     Ключевой выбор между честным и нечестным путем. Если человек считает, что вокруг все плохие, то он и действует соответственно: с волками жить по волчьи выть. Другое обоснование преступной деятельности: я умный, а вокруг одни лохи.
     Процесс принятия решения происходит следующим образом. При возникновении затруднения в своей жизни можно обвинить в его причине себя, а можно другого. Если всё время считать кого-то виноватым, и не решать проблему преодоления затруднения, то чувство «справедливого» гнева направляется на объект вины. Проблема при этом не решается, а конфликт внутренний (обвинение себя) или внешний (обвинение другого) приводит к разрушению человека (отрицательные эмоции разрушают тело) и его деятельности (обмен ударами разрушает отношения, инфраструктуру, тело).
     Поэтому при возникновении проблемы надо не искать виноватого и его наказывать (в частности самого себя), а фиксировать проблему и исследовать её причину. Зная причину проблемы, вы можете найти её решение, реализация которого позволит преодолеть затруднение и достигнуть желаемого.
     Настоящая же ситуация заключается в том, что большинство людей не успевают решать встающие перед ними проблемы. Накопление нерешенных проблем приводит к нарушениям здоровья и к преждевременной смерти. Механизм: отрицательные эмоции, вызываемые затруднениями, формируют эмоционально-физиологический блоки (мышечные зажимы, специалисту заметны по нарушению осанки, походки и обмену веществ), далее следуют нарушения капилярного кровообращения, дисфункции органов, болезни. 
    Сейчас экология хуже, чем в 19 веке, но люди живут дольше. Всегда дольше жили и живут люди занятые творческим трудом. Причина этого в том, что они лучше управляют сами собой. Мастера цигун осваивают специальные техники психофизической саморегуляции. Сейчас люди в среднем лучше управляют сами собой, чем в 19 веке.
    Вывод. Установка: чего там думать, трясти надо приводит к нарушениям здоровья и соответственно к утрате дееспособности. Преступный путь связан с жёсткими конфликтами, что тоже не ведёт к здоровью.
   Поэтому для здоровья и длительной дееспособности необходим честный путь. В первую очередь честность необходима по отношению к самому себе: не пропускать проблем (внутренний конфликт) и не перекладывать свои проблемы на окружающих (внешний конфликт). Но может возникать противоречие между стремлением к здоровью и стремлением к богатству. Возможно, решением проблемы является стремление к обеспеченности и к экономической стабильности, на основе развитого мышления, позволяющего успешно преодолевать жизненные затруднения и разрешать конфликты, и высокой квалификации. В настоящее время в среде специалистов по управлению считается, что причиной экономических кризисов являются ошибки руководителей.
 
     Есть ещё вариант - работа дистребьютером в компании «VISION». Личностное развитие и улучшение отношений с людьми, на основе поэтапного обучения и роста квалификации при работе в компании, повышают стрессоустойчивость и заработок. В результате те, кто последовательно идут по этому пути имеют здоровье, крепкую семью и благосостояние.
 
 
    4.
Разработка проекта решения, ключевым элементом, которого является тренинг «Мастер  мышления» (показ возможности удовлетворения потребностей - формировние намерения к участию в тренинге).
 
Что же может дать «Человековедение» для человека стремящегося к качеству жизни.
1)    Умение управлять своим мышлением, и разрешать конфликты.
2)    Методики оздоровления, на основе психосоматики.
3)    Методики социально-психологической защиты.
4)    Методики социального успеха.
5)    Методики раскрытия творческого потенциала.
 
      Все эти методики заложены в тренинг «Мастер мышления».
1-ая ступень. «Фундамент» - освоение базовых навыков мышления, саморегуляции, обучения, работы с конфликтами и социально-психологической защиты. Позволяет освоившему его человеку самостоятельно строить свою жизнь.
2-ая ступень - Освоение мышления необходимого для организации продуктивной групповой деятельности, коллективообразование, исследовательско-проектная (инновационная) деятельность, строительство организации. Позволяет освоившему её человеку быть успешным руководителем среднего звена.
3-ья ступень - Раскрытие индивидуального творческого потенциала на основе методик психологической интеграции и специальных практик. Поддерживает формирование позитивного лидера, способного обеспечить решение серьёзных проблем..
 
       В чем отличие тренинга от других тренингов личностного роста.
1)    Системная методика обеспечивает формирование навыков самостоятельного качественного
мышления и саморазвития (пройдя «Фундамент» вы научитесь брать по максиуму от любой другой формы
обучения и другого тренинга).
2)    Авторская технология работы с внутренними и внешними конфликтами, опора на этику, обеспечивает
улучшение здоровья, формирование сработанного и сплочённого коллектива, а также формирование
устойчивых социальных связей.
3)    Сочетание работы с группой и индивидуальной работы обеспечивает решение групповых
(организационных) и индивидуальных (личностных) проблем.
 
       5.
Достижение договорённости об участии в тренинге (условия участия - продажа).
 
    Для того, получить обозначенные выше результаты по максиуму с минимальными затратами необходимо.
1)    Участвовать в тренинге и быть на нём активным.
2)    Применять осваевыемые на тренинге методики в повседневной жизни.
3)    При возникновении затруднений при реализации осваиваемых на тренинге методик получать помощь
от научного консультанта.
 
     Поэтому тренинг реализуется как серия семинаров, с промежутками между ними, необходимыми для практической проработки осваиваемых умений и навыков в реальных жизненных ситуациях.
 
       Рекомендации по продаже тренинга. 
1)    Произвести на клиентов хорошее впечатление.
2)    Выкладываться полностью.
3)    Прислушиваться к возражением и отталкиваясь от них убедить  клиентов в необходимости для него
тренинга.
4)    Говорить о ценности, а не о цене, акцентуация внимания на выгодности тренинга.
5)    Быть настойчивым. Периодически: Вам это нравиться?
6)    Борьба за свои позиции до логического конца.
7)    Рассказывайте о преимуществах, а не об особенностях. Разжевать клиенту всё. Доказывайте, что
тренинг сыкономит клиенту время, деньги и силы.
8)    Уважайте клиента, для всех клиентов проводите демонстрацию в полном объёме.
9)     Будьте уверены, что тренинг клиенту необходим.
10)     Мало рассказывать, надо показывать.
 
       Четырехшаговая техника продажи.
1)    Заявление.
Трениг повысит ваше качество жизни (да).
2)    Убедить.
Вам нравится вариант, когда ваша жизнь станет легче (да).
3)    Подготовить (пробное завершение).
Вам нравиться вариант, когда вы сможете сыкономить (сейчас).
4)    Завершение.
      Тогда подойдите к столу и запишитесь на трениг.
      Стандартное завершение продажи оканчивается вопросом, дав на который положительный ответ,
клиент показывает, что готов идти на тренинг. Идя на тренинг, вы повышаете свои личные возможности
и устанавливаете связи с интересными людьми, а это именно то, что вы ждёте от образования.
     Клише (как правило используются в форме вопросов, для того, чтобы убедиться, что клиент вас слушает, понимает и измерения покупательной температуры) - это, в принципе, завершение продажи, помогают убедительно обосновать необходимость совершения покупки и ценность приобретения.
     Время и труд - качественное мышление экономит их (дурная голова ногам покоя не даёт).
     Экономия и гордость - повышение эффективности любого обучения и гордость за свои успехи.
     Позитивные эмоции и здоровье - качественное мышление преобразует отрицательные эмоции неуспеха в положительные успеха.
     Красота и комфорт - преодоление хаоса в голове приводит к преодолению хаоса в жизни.
    Отношения - хорошие отношения с людьми залог социальной стабильности.
   Цена - экономия связанная с возможносью самостоятельного обучения, с качеством уникальных решений (стрельба по площадям (как все) заменяется уникальным решением проблемы (выстрелил и забыл).
 
    Типовые приёмы.
а) Вопросом или жестом продемонстируйте искреннюю уверенность в том, что клиент придёт на тренинг.
б) Вот и прекрасно запишитесь на тренинг и уже завтра вы сможете изменить к лучшему свою жизнь.
в) Почему лучше не приходить на тренинг. Если бы не эта причина вы пришли бы на тренинг. Снимите причину и подпишите на тренинг.
 
     Как бороться попытками отказаться от тренинга (это способ получить дополнительную информацию, обычное явление встречающееся на пути к продаже, нежелание чувствовать себя «купленным»).
1)    Непредусмотренные предлоги - необходима хорошая подготовка.
2)    Ложные предлоги, для скрытия истинных причин отказа. Прояснение истинных причин и их снятие.
3)    Стандартные предлоги - грамотная демонстрация даёт ответ на многие стандартные предлоги
(предвосхищайте, я рад, что вы коснулись этого вопроса, понимаю вас, но давайте посмотрим на это под
другим углом зрения, вероятно, кто-то ввёл вас в заблуждение, факты показывают совсем другое, в этом
есть доля истины, но достоинства перевешивают, если сравнить с теми деньгами, которые вы тратите на
лекарства).
 
 
               Актуальные проблемы воспитания.
                                                                     (Проблемно-аналитическая статья).
 
 
     
А. Содержание и проблемы воспитательной деятельности в образовании.
 
      Целью воспитательной деятельности является социализация человека [стр.197, 1].
    Предполагается, что в результате воспитания человек сможет сориентироваться в социальной среде, занять определенное, соответствующее общественной потребности, место в ней, и вести себя в соответствии с общественно приемлемыми нормами.
      Участниками воспитательной деятельности являются воспитатель и воспитуемый. Предполагается, что воспитатель имеет некоторый идеал человека, который должен освоить в какой-то мере воспитуемый, для того чтобы "вписаться" в общество.
   Освоение идеала идет в процессе специальным образом организованного взаимодействия между воспитателем и воспитуемым.
    Для успешной социализации ребенка желательно согласование усилий семьи, системы образования и государства (все структуры должны работать в одном направлении).
    В тоже время условия переходного периода, который проходит в настоящее время Россия, отличаются тем, что отсутствует общепринятая система воспитания - она находится в процессе своего становления. Ученые ищут "образ человека", педагоги работают в соответствии со своими личными представлениями, социальная практика оказывает свои формирующие воздействия на человека.
   Результативность воспитательной деятельности можно качественно оценить по данным социологических обследований.
    В 11-ом классе и в ПТУ 70% учащихся курят и употребляют спиртные напитки, 30% хотя бы раз употребляли наркотики и еще 29% присутствовали при этом (данные социологического опроса, проведенного центром "Дети улиц", Зеленоград 2000 г., руководитель группы - Л.И.Будникова).
Растет число детей, имеющих проблемы со здоровьем - 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье [стр.9, 2].
      Психологи считают, что основной причиной токсикомании и психосоматических заболеваний является неудовлетворенность детей отношениями в семье и школе.
    А это означает наличие серьезных конфликтов между взрослыми и детьми, приводящих к тому, что базовые институты воспитания не обеспечивают процесс воспроизводства дееспособного подрастающего поколения.
      Причинами конфликтов между взрослыми и детьми являются нерешенные проблемы, возникающие в их совместной деятельности в семье и школе.
      Типовые воспитательные проблемы, стоящие перед педагогом заключаются в следующем:
1) Развитие самостоятельной деятельности детей (в частности мотивация к учебе).
2) Конфликты в детских коллективах.
3) Непонятно что и как делать с ребенком, имеющим проблему.
4) Развитие интеллектуального потенциала детей.
5) Слабое здоровье детей.
6) Налаживание конструктивного взаимодействия с родителями (родители или пассивны или пытаются навязать педагогу свою точку зрения).
     Типовые организационные проблемы педагогов, ведущих воспитательную работу:
1) Не хватает времени на индивидуальную работу с детьми и родителями.
2) Индивидуальная работа с детьми зачастую не оплачивается, ее результаты противоречиво оцениваются управленцами образовательных учреждений.
    Социальной проблемой, в контексте которой осуществляется образовательная деятельность, является: Что возобладает в стране - культурные нормы, формируемые и поддерживаемые наиболее дееспособной частью населения или деградационные тенденции?
    Поэтому воспитательной миссией педагогов должно являться содействие формированию культурных людей, способных позитивно влиять на социальную среду.
   Наличие в обществе огромного количества нерешенных проблем делает необходимым поддержку творческой самореализации человека и формирование образовательной системы, максимально содействующей развитию творческого потенциала людей.
 
 
      Б. Взаимосвязь управления и воспитательной деятельности.
 
    Объединение людей в организацию необходимо для использования возможности суммирования сил людей и их специализации для получения определенного продукта [3]. Организация живет за счет обмена производимого ей продукта на ресурсы, обеспечивающие ее функционирование и развитие.
    Для образовательных организаций продуктом является повышение качества образуемых в ней людей (цели образовательных программ).
     Целью управления является объединение людей в технологическую цепочку для получения продукта и осуществление обмена продукта на ресурсы.
   Технологическая цепочка в образовании заключается в соединении образовательной программы, педагога, образуемых и условий проведения образовательной деятельности (помещение, учебные пособия, финансирование и т.п.)
     Управление осуществляется путем реализации цикла управления [4], включающего в себя:
1) Постановку цели;
2) Разработку способа ее  достижения  (концепции  деятельности);
3) Проработку аспектов концепции (проверка возможности ее реализации).
4) Формирование орг. проекта (задачи и их соорганизация во времени и пространстве);
5) Создание условий реализации проекта (исполнители, финансы, помещение и техника, их взаимосвязь);
6) Проведение работы (системы мероприятий) обеспечивающей конечный результат (получение ресурсов для осуществления следующего цикла).
7) Анализ (рефлексия) проведенной деятельности (необходим для корректировки следующего цикла деятельности).
 
    В образовательных организациях управленческий цикл занимает обычно год. Летом проводится рефлексия.
       Управленческий цикл реализуется посредством иерархии управления.
       Например.
       За цели и ресурсы отвечает директор организации.
       Концепцию деятельности разрабатывают замы.
       За аспекты отвечают руководители структурных единиц.
       Условия формируют ведущие специалисты и исполняют работу исполнители.
 
      Особенности, существовавшей в Советском Союзе системы управления (администрирования), можно охарактеризовать следующим образом.
       Цели и концепция деятельности формируются сверху и директивным путем спускаются вниз.
     Поэтому основной целью воспитательной работы являлось формирование исполнителя, который бы творчески действовал в рамках своей функциональной роли.
    Способом реализации данной цели являлась воспитательная деятельность по формированию коллектива, в котором коллективные цели ставились выше личных.
       Сильной стороной административного управления является возможность концентрировать ресурсы на ключевых направлениях.
       Слабые стороны:
1) Отсутствие инициативы у исполнителей (цели деятельности слабо согласованы с личными интересами).
2) Низкая скорость принятия решений (запаздывание по сравнению со скоростью изменения ситуации - проблемы возникающие "внизу" с большим трудом воспринимаются "наверху"), низкий процент их выполнения (приказы выполняются на 40%), правовой нигилизм, возникающий из-за того, что законы не соответствуют реальной ситуации "внизу". Имеет место также перегрузка руководителя - он отвечает за все, и все проблемные вопросы стекаются к нему. Делегирование полномочий происходит с большим трудом.
3) Низкая эффективность использования ресурсов (аспекты деятельности организации не проинтегрированы в орг. проект, что приводит к постоянной конкурентной борьбе за ресурсы внутри организации между функциональными подразделениями и к безответственности за эффективность использования ресурсов).
4) Невосприимчивость к научно техническому прогрессу - уравнительное и негибкое распределение ресурсов ограничивает возможность проведения инвестиционного цикла, необходимого для ведения инновационной деятельности (НИОКР) (разработчик новой продукции материально незаинтересован в результатах своей деятельности и зачастую не может получить ресурсы для развития своего дела).
 
    Недостатки административного управления привели к накоплению проблем в Советском Союзе.  Попытки реформировать систему управления путем введения в нее обратных связей (гласность, свобода слова, демократия) привели к освобождению накопившихся внутри системы конфликтов и распаду СССР.
   Советский коллективизм обеспечил успехи Советского Союза. Теневой стороной советского коллективизма являются характерные негативные психологические черты советского человека - безумный альтруизм и агрессивная беспомощность [5].
      Примат коллективного над личным приводит к тому, что человек зачастую не в состоянии позаботиться о самом себе, легко манипулируем идеями об общем благе, и действует под воздействием общего мнения вопреки элементарному здравому смыслу (пример - деятельность финансовых пирамид).
    При столкновении с проблемой, человек, привыкший исполнять роль функционера, пытается переложить ее на плечи вышестоящих звеньев управления и ждет пока они ее решат, возмущаясь их медлительностью и тупостью (пример - выступления-жалобы первого созыва депутатов CCCР, избранных демократическим путем).
    Исходя из этих соображений, можно понять причину того, почему первый закон, принятый в Российской Федерации - закон об образовании, направлен на развитие личности.
    Личность от функционера отличает наличие инициативы и собственной личностной позиции по отношению к проблемам.
       Разочарование в идеалах коммунизма привело к переходу населения от ориентации на общие ценности к индивидуализму и эгоизму. В результате социум частично распался на отдельных индивидуумов, борющихся друг с другом, что крайне негативно сказывается на социальной эффективности и качестве жизни.
    Поэтому целью системы воспитания на современном этапе должно являться содействие развитию личности и ее интеграции в коллектив.
     Но соорганизация самостоятельных личностей в коллектив требует качественного развития системы управления и соответственно повышения квалификации управленцев.
  Воспитательная компонента становится приоритетным направлением деятельности каждого руководителя [стр.196, 1], необходимым для обеспечения успеха организации. Он должен уметь отслеживать социально-психологический климат в коллективе и способствовать формированию позитивных ценностей (организационной культуры) в нем.
     Прогрессивным способом соорганизации людей в настоящее время считается не подчинение их в рамках жесткой системы, а согласование интересов и позиций людей в рамках решаемых задач (система для людей, а не люди для системы).
      Способом воспитательной работы становится при этом: совместная с членами коллектива выработка концепции и проекта его деятельности, содержательное решение производственных проблем и конфликтов, содействие решению личных проблем членов коллектива.
     Данная концепция требует перехода на качественно другую технологию управления. На межличностном уровне она базируется на переходе от монологического стиля общения к диалогическому. А на организационном требуется переход к формированию системы принятия решений на базе современных инновационных технологий, к созданию в организациях системно-аналитических групп и системы проектной деятельности. Все это направлено на постоянное разрешение противоречий между организацией и средой, "верхом" и "низом", между "левым" и "правым" и соответственно на повышение адаптивности организаций к требованиям, которые перед ними ставит жизнь, повышает эффективность деятельности и "живучесть" организаций.
  
Для ориентации в орг. культуре часть консультантов по управлению используют следующую классификацию организаций.
    1) Уровень выживания.
    Организацию лихорадит по ресурсам. Связь с рынком утеряна. Сильные конфликты внутри организации, "наезды" и агрессия в межличностных отношениях.
   С точки зрения теории, управление в организации существенно неадекватно внешней и внутренней среде, и организации требуется осознание самой себя и своего места в мире.
    2) Организация на бытовом уровне.
    Организация имеет постоянный, но слабый источник ресурсов. Удается сбывать не очень качественный продукт. Но цели организации четко не определены, функционалы сотрудников и нормы поведения размыты. Жизнь в организации напоминает семейную. Сотрудники приходят на работу, что-то делают, пьют чай, много общаются.
   С точки зрения теории, управление организации может быть описано как регулятор с неявными нормами. Сотрудники работают по неформальным правилам, которые понимают только "посвященные" (сотрудники, понимающие психологические особенности лидеров организации). Сделать какое-нибудь реальное дело в такой организации крайне сложно.
     3) Организация на профессиональном уровне.
     Организация имеет постоянный источник ресурсов за счет находящейся на среднем уровне продукции и процедур исследования и формирования рынка (маркетинг и реклама). Деятельность организации структурирована. Четко прописаны миссия организации, концепция деятельности, функционалы сотрудников. Сотрудники загружены работой и ведется постоянное отслеживание ее результатов. В организации ценится профессионализм и ведется постоянная работа по развитию кадрового потенциала.
     С точки зрения теории, управление в организации может быть описано как информационный регулятор. Система работы в организации отражена в информационной модели (например, в нормативных документах) и сотрудник организации имеет четкое представление о правилах ведения деятельности - какие действия будут поощряться, а какие наказываться, каким образом можно решить тот или иной вопрос.
Наиболее продвинутые формы информационного регулятора, созданные в настоящее время, это системы управления войсками быстрого реагирования (например, морская пехота США) и системы фирменного управления и управления проектами, базирующиеся на современных информационных технологиях (структурирование и преобразование в удобную для принятия решений форму управленческой информации для каждого уровня иерархии и типа решаемых задач, мобильные системы связи).
     4) Этическая организация.
  Организация имеет хороший имидж и ресурсы на развитие за счет выпуска передовой высококачественной продукции, использования процедур прогнозирования спроса и образования инвесторов, заказчиков и потребителей (маркетинговый мониторинг и паблик релейшен - объяснение субъектам, с которыми взаимодействует организация, преимуществ качественного продукта и политики организации). Отношения в организации строятся на принципе поддержки друг друга. Проблемы быстро фиксируются и решаются содержательно. В организации ценятся человеческая личность и ее достоинство. Организация создает максимально удобные условия работы для своих сотрудников. В организации существует четкая система развития кадрового потенциала, инновационной деятельности и служебного роста. Все новые идеи анализируются и наиболее перспективные из них поддерживаются. Интеллектуальный продукт имеет свою денежную цену и юридически защищен.
    С точки зрения теории, управление в организации строится как рефлексивный контур - регулятор постоянно перестраивается исходя из изменений в среде. Существенная часть внимания управленцев направлена на стратегические задачи, основной из которых является развитие людей и их творческого потенциала в процессе решения орг. проблем. Характерно, что на западных фирмах наибольшее число консультантов являются специалистами в различных областях человековедения (антропологи, философы, социологи, психологи, педагоги и т.п.)
  
  Для специалистов, ставящих своей целью совершенствование организаций, необходимо понимать то, что орг. культура организации соответствует уровню развития людей в ней. А современные технологии для своего применения требуют, как минимум, профессиональной орг. культуры. Поэтому, без проведения соответствующей воспитательной работы в организации, никакая инновация в ней не приживается.
 
 
      В. Причины возникновения проблем в воспитательной деятельности в образовании.
 
     Класс, детское творческое объединение можно рассматривать как образовательную мини организацию.
     Педагог является руководителем класса, детского творческого объединения, и уровень развития педагога существенно влияет на культуру деятельности, которая формируется в детской группе.
    Как показывает практика подготовки классных воспитателей, на работу по принципу педагогической поддержки, большинство учителей ведут свою деятельность на "бытовом" уровне: вначале переподготовки они путают цели, способы их достижения и средства между собой, с трудом фиксируют проблемы, не могут определить причины проблем, способы решения проблем не соответствуют выделенным проблемам. Характерно, также, наличие множества тактик достижения цели, не обобщенных в способ деятельности и зачастую противоречащих друг другу.
     Это означает, что педагог слабо осознает то, что он делает на самом деле, и не может скорректировать свою педагогическую деятельность. При этом затруднения, возникающие во взаимодействии с детьми, он, компенсируя собственную профессиональную недостаточность, зачастую перекладывает на детей, считая их не способными.
     В результате возникает конфликт с детьми, решаемый силовым способом, что сразу порождает проблему мотивации к учебе и снижает творческие способности детей. Отношение к учителю является основным элементом мотивации к учебе. При отрицательных эмоциях, вызываемых конфликтом, мышление человека становится жестким и стереотипным. Снижение творческого потенциала ребенка порождает все его остальные проблемы.
   Отстающий в учебе ребенок начинает проигрывать в социальном статусе и компенсировать это токсикоманией и конфликтами с окружающими, что приводит в дальнейшем к нарушениям его здоровья. Отрицательные эмоции приводят к мышечным спазмам, искривлению позвоночника и нарушению копилярного кровообращения (перспектива - сердечно-сосудистые заболевания), что в свою очередь ведет к нарушениям в работе эндокринной и имунных систем, и к дисфункциям органов (перспектива - рак и диабет) [стр. 205-233, 6].
      Аналогичный сценарий разворачивается зачастую и в семье, затем переносясь в школу.
   Возвращаясь проблеме профессиональной культуры педагога необходимо отметить также, что без структурированного мышления человек не в состоянии связать свои поступки и их отдаленные последствия. Поэтому этические проблемы являются для такого человека чем-то далеким от повседневной жизни (в результате тактика - дисциплина, построенная на грубости и страхе, противоречит целям деятельности - развитию личности и творческого потенциала ребенка, его социальной адаптации).
      Подтверждением данной точки зрения является практика подготовки классных воспитателей. Обучение педагогов содержательной работе с проблемами и разрешению конфликтов на принципе педагогической поддержки позволяет им наладить отношения с детьми и родителями, и также между детьми и родителями.
На базе гуманных межличностных отношений и теории деятельности формируется коллектив класса и детско-взрослое сообщество. После этого происходит последовательное и необратимое улучшение результатов деятельности класса [7].
 
       Г. Проект концепции совершенствования воспитательной деятельности.
 
     Разработки по организации воспитательной работы в г. Москве ориентированы на гуманистическое воспитание детей посредством педагогики творчества, стимулирующей общественно направленную деятельность [8].
    Но педагогика творчества требует освоения педагогами соответствующей ей методологии. В первую очередь умения рефлексировать собственную деятельность (самоанализ) и преобразовывать ее (исследовательское и проектное мышление, саморегуляция).
    Сложность инновационной деятельности заключается в том, что люди имеют определенный жизненный опыт. И для того, чтобы они начали осваивать что-то новое и перестраивать свой профессиональный инструментарий, должны быть очень веские основания. Результаты инвестиций (в том числе и в самого себя), как правило, неочевидны и рискованны. В тоже время сейчас сама жизнь подталкивает людей к развитию - нехватка денег и проблемы со здоровьем.
   Поэтому для организаций и специалистов, которые выходят в эксперимент, а особенно в такие проблемные области как управление и воспитание, необходимо иметь гарантии устойчивости функционирования и стимулы к экспериментальной работе.
     Для организации такой гарантией может быть локальный эксперимент. Например, в 3-4 -ех классах. Для специалистов - поддержка и готовность решать содержательные и организационные вопросы управленцами организации, связанными с деятельностью выводимых в эксперимент классов и творческих объединений.
      В случае локального успеха может быть без больших затрат отработана система работы, которую можно будет в дальнейшем перенести на всю организацию. Мотивация перехода педагогов к профессиональному уровню организации заключается в следующем: когда педагог знает критерии оценки своей деятельности, он может спокойно работать на перспективу. В настоящее же время педагог испытывает постоянное беспокойство, вызванное страхом негативной оценки своей деятельности. А причиной 35% заболеваний является беспокойство [9].
    Но, как показывает практика, переход от успешных локальных экспериментов к широкому внедрению также сталкивается с большими трудностями. Причем необходимо отметить, что эти трудности в большей степени социально-психологические, чем организационные. Не делается то, что принесло бы облегчение большинству и вполне могло бы быть сделано при наличных полномочиях и ресурсах - "никто не хочет быть счастливым" (развиваться и заниматься инновационной деятельностью, направленной на решение проблем, структурирование организационного хаоса и повышение качества жизни).
    С точки зрения автора, для понимания ситуации, полезно использовать модель типологии субъекта, базирующуюся на иерархии психологических функций [10]. Основа - исследования Аушры Аугуставичутэ, аналоги: четыре вида души Аристотеля, четыре типа темперамента Гиппократа, четырехчленные типологии личности Юнга, Сиго, Акоффа, Эмери, Мери-Брикс, четыре типа высшей деятельности Павлова, четыре формы "Я" Ульяма Джеймса, четыре телесных типа Крейчмера, четыре биоритма Абеля и т.д.
      Российская душа имеет следующую типовую иерархию психологических функций [10]:
     1) Эмоции.
     2) Физика.
     3) Логика.
     4) Воля.
     Как отмечал Бердяев "...  есть что-то бабское в характере русского человека" (что хочу, то и ворочу, прим. автора).
     Это означает, что при возникновении ситуации, требующей самоопределения, типовой россиянин (или группа россиян) сначала реагирует эмоционально, а затем использует силу для решения проблемы (зачастую для ухода от нее). Логика же включается "после того как". Воля в критических ситуациях не используется.
     В результате постоянное наступление на одни и те же "грабли" - хотели как лучше...
    Возникновение данного психотипа, по-видимому, связано с тем, что для сохранения территориальной целостности огромной империи необходимо было идеологическое единство, которое достигалось накладыванием сверху идеологического эмоционально притягательного мифа. Логика же индивидуума, угрожающая идеологическому мифу, жестко подавлялась физическими наказаниями и угрозами насилия.  Поэтому у россиянина логическое мышление сильно закомплексовано. Это проявляется: в чрезмерной эмоциональности при обсуждении проблем, в уходах от обсуждения содержательных вопросов, вызываемых различными страхами, в спорах о понятиях, в слабом воздействии на поведение логичных аргументов и фактов, в отказе от самоопределения, в поиске харизматического лидера и превращении его в дальнейшем в "козла отпущения".
    Необходимо отметить, что современные средства связи обеспечивают постоянную информационную связь регионов, что может быть использовано для формирования динамического идеологического единства (идеология постоянно развивается в конструктивном многоуровневом диалоге).
    Что касается такой цели воспитательной работы как социальная адаптация индивида, то в первую очередь она зависит от адекватности его логики наличным социальным связям - от умения простраивать эффективную собственную деятельность.
     Переход к внедрению новых технологий, в том числе педагогических, также требует раскомлексации логики (толерантности при восприятии логики другого человека и критического мышления при выявлении в ней рационального "зерна") и развития умения опираться на элементарный здравый смысл.
   Для этого необходимо осознать психологический механизм мифотворчества. Человек, у которого эмоциональная функция стоит на первом месте, при восприятии информации дофантазирует реальность до желаемой им картины мира (самогипноз). После чего начинает действовать.
   Иллюзии и насилие над реальностью неизбежно приводят к краху ожиданий и разочарованию. Полосатость очарования-разочарования является циклом жизни человека, у которого эмоции стоят на первом месте.
   Поэтому при восприятии реальности желательно сначала логически осмыслить факты и снять все противоречия между ними, а эмоции необходимо использовать для понимания самого себя и других людей. Все это требует некоторого минимума психологической культуры: умения слушать, воспринимая сначала информацию с позиции другого человека, и последовательно мыслить, умения преодолевать собственные страхи и другие отрицательные эмоции, умения вести переговоры.
   Реабилитация логики индивидуума позволит снять доминирование эмоций и высвободит волю, необходимую для проведения структурных преобразований и перевода организаций на профессиональный и этический уровень.
   Освоение пед. поддержки можно провести в рамках педагогической мастерской, в которой бы вели исследовательскую и проектную деятельность методисты организации и сотрудники, участвующие в эксперименте.
   Работа мастерской должна базироваться на освоении педагогической психологии и прикладном применении теории деятельности (логики дела педагога).
    В рамках мастерской можно также отработать элементы системы рефлексивного управления и системы воспитательной работы:
1) Методику работы инновационной группы в организации.
2) Методику воспитательной и личностно-ориентированной работы в классе, в творческом коллективе.
3) Этический кодекс педагога.
4) Этический кодекс руководителя и др.
Организационно эксперимент по воспитанию мог бы быть оформлен как подпрограмма эксперимента по совершенствованию управления организации.
 
     Литература.
1) Психология и педагогика: Учебное пособие /Под редакцией К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенова. - М.: Совершенство. -1998 г.
2) Педагогические системы. Дети с проблемами в физическом и психическом развитии (из опыта работы в образовательных учреждениях г. Москвы).//Отв. редактор Курнешова Л.Е. Научный редактор: Коробецкий И.А. -М.: Гомц: Школьная книга. - 2000 г.
3) Пригожин А.  И.  Организация:  системы и люди.  - М.: Политиздат. -1983 г.
4) Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. - М.: Инфра-М. - 1996 г.
5) Николаева Е.И. Русский эксперимент. ЭКО N 5. - 1997 г.
6) С. Эпштейн, А. Бродский. Вы мудрее, чем вы думаете. Как развить навыки конструктивного мышления и применить его в жизни. - Минск: Попурри. - 2000 г.
7) Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. и др. Журнал "Народное образование", Рубрика пед.поддержка. N 5. -
1998 г.
8) Новый век: Горизонт воспитания (актуальные вопросы организации воспитательного процесса в современной школе). //Отв. редактор Курнешова Л.Е. Руководитель проекта: Голованов В.П. - М.: Гомц: Школьная книга. - 2000 г.
9) Х. Сильва, Роберт Б. Стоун. Получение помощи от другой стороны по методу Сильва. - Минск: Поппури. - 2000 г.
10) Афанасьев А. Синтаксис любви (типология личности и прогноз парных отношений). М.: Алеафан. - 1998 г.
 
 
 


Сайт создан в системе uCoz