Инструментарий успешности
    КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИХ МЕТОДИК.
 
    Содержание.
1. Введение.
2. Логическая последовательность освоения.
3. Применение, ожидаемые результаты и условия их получения.
4. Профессионализм научного консультанта.
5. Прайс лист.
 
   
1. Введение.
 
    1.1. Качество деятельности.
   Человек творчески формирует события своей жизни, т.е. будущее. Способом формирования будущего является человеческая деятельность.
    Услуги консультантов направлены на повышение качества деятельности людей и организаций.
    Понятие качества деятельности включает в себя три аспекта.
1) Эффективность - достижение максимального результата с минимальными затратами.
2) Успешность - признание результата референтной группой.
3) Экологичность - отсутствие или минимизация негативных последствий.
  Качество деятельности можно оценить понятием уровень удачливости - соотношением позитивных/негативных исходов событий.
  Построим классификацию человековедческих методик исходя из того, как они поддерживают деятельность субъекта.
    Алгоритм качественной деятельности:
1) Анализ ситуации и постановка цели.
2) Конкретизация начальных условий и конечных параметров (цели) и решение задачи по переходу от наличного к желаемому (построение способа деятельности = синтез стратегии).
3) Анализ ресурсов, препятствий и опасностей (возможных негативных последствий), и совершение первого шага.
4) Исследование новой ситуации (возникшей после совершения шага) и коррекция модели деятельности (доведение до надежного исполнения).
5) Изменение отношений с другими участниками деятельности.
6) Реализация стратегии, наработка качества (циклическая прокрутка первых пяти операций) и получение результата.
7) Рефлексия процесса получения результата, его совершенствование и использование.
  Практическая возможность реализации алгоритма качественной деятельности и ее результаты определяются: способностью человека к развитию (познанию, проектированию и действию), наличными качествами субъекта деятельности (человек в кооперации) плюс наличными условиями жизнедеятельности (инфраструктура).
    Способами повышения качества деятельности являются:
1) Формирование у человека способности к развитию (к преобразованию себя и своей деятельности). Достигается снятием закомплексованности в поведении, общении и мышлении на базе принципа педагогической поддержки. Результатом является повышение уровней здоровья и продуктивности членов группы.
2) Организация кооперации для решения проблем, повышение ее качества и овладение технологией самообразования. Результатом является формирование ядра коллектива (его актива).
3) Разрешение актуальных конфликтов внутри коллектива и коллектива со средой, наработка организационной культуры. Результатом является повышение устойчивости коллектива, снижение уровня деструктивной компоненты деятельности и сокращение времени достижения желаемых результатов.
4) Психофизиологическая интеграция, развитие творческих способностей и интуиции у членов коллектива. Результатом является повышение уровня профессионализма и синхронизации коллективной деятельности, и также повышение безопасности его членов.
5) Освоение членами коллектива современных управленческих технологий. Результатом является формирование передового коллектива в своей области.
 
    Исходя из потребности развития деятельности человековедческие методики можно классифицировать следующим образом.
1) Целостные, описывающие весь процесс деятельности, направленные на расширение сознания и повышение качества деятельности (например, методика пед. поддержки - подробное описание алгоритма качественной деятельности).
2) Реабилитационные, направленные на устранение различных нарушений: психики и соматики, отношений (например, разрешение внешних и внутренних конфликтов, снятие мышечных зажимов - конфликты и переговоры, техники свободного дыхания, психоанализ и психосинтез, гештальт-терапия и др.).
3) Развивающие, направленные на развитие какого-либо качества (например, понимания, памяти, мышления, интуиции - Т. Бьюзен,Э. Боно, Х. Алиев) и/или изменение стереотипов (М.К. Лассен, Ч. Эллиот).
4) Предметные - направленные на оптимизацию предметной деятельности (например, организация семейной жизни - В. Сатир, способы зарабатывания денег - И. Вагин и др.).
5) Управленческие - направленные на синхронизацию различных предметных областей - методология и системный анализ (Г. Щедровицкий, П. Кузнецов, Д.Надлер, Ш.Хибино и др.).
 
     1.2. Психокибернетика.
   Основой формирования у человека качественной деятельности является программирование человеческого мозга (биокомпьютера).
   "Весь секрет подлинной, т.е. удовлетворяющей человека, жизни сводится к следующему условию - необходимо иметь адекватное и реалистичное представление о самом себе. Нужно проникнуться здоровым уважением к самому себе (верой в себя - прим. автора), найти  образ собственного Я, который для вас приемлем, которому вы можете доверять, которого вам не нужно стыдиться и который вы в состоянии без всякого стеснения творчески развивать, вместо того, чтобы скрывать м маскировать. Если ваше представление о себе целостно и прочно вы будете чувствовать себя уютно и спокойно, в противном случае вы будете ощущать тревогу и беспокойство" (М.Мольц. Инструкция по сборке механизма успеха).
     Самодеятельность (самостоятельность и ответственность) + целостный образ себя (любовь к себе и миру) + позитивное качественное мышление (направленное на конкретный результат) + мастерство в общении и движении + интуиция + рефлексия = удача (удачливая жизнь = счастье).
    Если человек несчастлив (страдает), то это означает его отклонение от разумного способа жизни (Ч. Тойч. Психогенетика). Движение по траектории к разумному способу жизни есть Путь - решая одну свою проблему за другой и осваивая все более продвинутые человековедческие технологии человек "собирает" механизм удачи. Характеристиками пути является движение к все большей внутренней интеграции и гармонии с миром, обретение целостности и связи с сущностью (с ядром Я, Инновационная психотерапия под. ред. Д.Джоунса), что проявляется в динамичности человека, повышении его способностей и продуктивности, уровня здоровья и долголетия.
 
    
Базовые качества человека, поддерживающие деятельность и обеспечивающие ее развитие.
1) Самость (организация + актуализация + реализация) (активность в направлении удовлетворения собственных желаний посредством раскрытия и реализации собственного творческого потенциала) - способность ставить адекватные ситуации цели и двигаться в направлении их достижения.
2) Мышление (внимание, интеллект, решительность) - способность конкретизировать условия и решать задачу построения способа перехода от начальных условий к конечным (желаемому результату), включает в себя способность к обучению (соответственно к запоминанию) и творчество. Мышление протекает в три этапа:
а) Восприятие - картины ситуации (фигура,  фон).
б) Анализ - выделение элементов (фигуры и фона), ключевых факторов и установление взаимосвязей между ними.
в) Синтез - построение способа изменения картины ситуации в желаемую сторону (в том числе и построение образа желаемого будущего).
3) Разумный (обоснованный) риск (смелость) - способность человека действовать в новой, или в не полностью определенной для себя ситуации без угрозы критических потерь (просчет вероятности угрозы, или лучшее из зол).
4) ЗУНы в конкретных областях деятельности (профессионализм, надежность).
5) Коммуникабельность (уверенность, артистизм) - способность выстраивать гармоничные отношения с другими субъектами деятельности и соответственно быть успешным.
6) Психофизические характеристики (здоровье, стойкость): работоспособность, сила, выносливость,
гибкость, координация, скорость.
7) Рефлексия (гармоничность) - способность осознавать и преобразовывать собственное мышление,
общение, поведение и психофизилогическую структуру.
 
 
    2. Логическая последовательность освоения человековедческих методик.
 
    Для проектирования применения человековедческих методик необходимо описание проблемы.
   Настоящая ситуация заключается в том, что школа ориентирована на обучение предметным знаниям слабо связанным с личностными смыслами ребенка и его потребностями. Технологическая организация процесса в школе не учит ребенка мыслить.
    Это приводит к блокированию самоосознания и творческого потенциала ребенка во 2-4 классах. Данное положение подтверждается как энцифалографическими исследованиями мозга детей (исчезновение альфа ритма, необходимого для творческого режима работы мозга (образного мышления) А. Вайс), так и снижением интереса детей к учебе и падением успеваемости после начальных классов. Вообще говоря, все это следствие слабости гуманитарной составляющей образовательных программ и разрыва теории и практики.
    Система высшего образования также как и школа, преимущественно ориентирована на передачу знаний и большинство специалистов с высшим образованием не владеют научной деятельностью (не могут выделить проблему, сформулировать гипотезу о ее причинах и провести экспериментальную проверку гипотезы).
    В тоже время за последние 40 лет наукой получен основной объем знаний о человеке за период в два тысячелетия. К началу третьего тысячелетия эти знания доведены до уровня методик и появились на книжном прилавке (выброс новой информации в России произошел буквально в последние два года, за рубежем - в последние 10-15 лет).
    По сути, речь идет о гуманитарной грамотности, т.е. о возможности и необходимости всеобуча людей минимально необходимым знаниям о самих себе и прикладным навыкам (обучения, саморегуляции, мышления, общения, разрешения конфликтов и решения проблем и т.п.).
   Поэтому при освоении человековедческих методик всем приходится начинать практически с нуля и сначала устранять психологические травмы (закомплексованность) и физиологические нарушения (вызванные дистрессами и мышечными зажимами). Психофизиологическое здоровье является базой для гармоничной самореализации личности.
 
  
Логика освоения человековедческих методик (образовательный курс "ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ") следующая:
 
Модуль А. ВВЕДЕНИЕ В РАЗВИТИЕ (1-ый блок - АКТИВНОСТЬ ( -> Я => восприятие и переработка новой для человека информации), 2-ой блок - САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (<-> Я => способность высказывать собственное мнение о проблемных ситуациях).
    Цель - адаптация к инновационным методикам, развитие личности и кооперация людей стремящихся к развитию).
     Задачи.
а) Интерес к познанию.
б) Снятие закомплексованности.
в) Навыки обучения (позитивная самооценка и мышление).
г) Релаксация.
д) Поддерживающая кооперация.
е) Развитие физического и образного интеллектов, как базы здоровья и успешного развития.
ж) Формирование мотивации к самореализации.
 
       
  Базовые методики:
1/ Развитие интеллекта, умения слушать и памяти дошкольников, школьников и взрослых, развивающие игры (Доманы, Зайцев,
Э. Боно, Стайн и др.).
2/    Познания в процессе обучения (Т. Бьюзен).
3/    Ролевые игры, актерское мастерство.
4/    Аутотрениг и визуализация (Алексеев и др.).
5/    Коллективо-образование (Лутошкин, Битянова, Н. Гришина).
6/    Система Норбекова-Хвана, Цигун.
7/    Игра-исследование, проектно-орг.деятельностный семинар.
8/    Пед. поддержка.
 
    
Модуль Б. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ (1-ый блок - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ (|<-> Я => уверенность в
себе и конструктивные отношения с  окружающими),  2-й  блок - ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (Предмет <-> Я
=> продуктивная профессиональная деятельность)).
Цель - освоение средств саморазвития и становление профессионализма.
     Задачи.
а) Самоосознание.
б) Развитие общения и мышления.
в) Понимание механизмов  социальной перцепции.
г) Повышение стрессоустойчивости, обретение уверенности в себе.
д) Социальное самоопределение и адаптация (работа и половой партнер).
е) Профессионализм (продуктивное и гармоничное использование времени).
ж) Развитие  механизмов саморефлексии и самокоррекции.
 
   
Базовые методики.
1/ Психологические тесты (стремление к самоактуализации Маслоу, профессиональный выбор и др.).
2/ Группы (личностного роста, психотерапевтические, решения проблем, общения и т.п.) (С. Касаткин, Петровская, И. Вагин, Морено, Берн, Перлс и т.д.), тренинг уверенности в себе (С. Мамонтов).
3/ Научная деятельность (построение теории и проведение экспериментов) (концепции современного естествознания, культурология, антропология, философия и т.п.).
4/ Проектное мышление (Триз) (Г. Альтшуллер, Э. Боно, Д. М. Стайн и др.), работа с правым полушарием и подсознанием (А. Вайс, М. Зденек, С. Уилсон).
5/ Конфликты и переговоры (Н. Гришина, Б. Хасан и др.).
6/ Организация и планирование индивидуальной деятельности (Г. Алдер) и семьи (В. Сатир).
7/ Оформление отчетов.
 
Модуль В. УПРАВЛЕНИЕ (1-ый блок - ОРГАНИЗАЦИЯ ( Предмет <-> Я <-> Субъект => организация продуктивной работы подразделе-
ния), 2-ой  блок  - ИННОВАЦИЯ (Деятельность <-> Я) => устойчивое развитие организации).
    Цель - освоение целостной деятельности (функционирование и развитие организаций).
    Задачи.
а) Организация управления организацией (подразделением) (маркетинг, планирование, обеспечение ресурсами, управление персоналом, распределение и т.п.).
б) Формирование качеств позитивного лидера.
г) Проектирование организации (ее элементов), проведение инновационных проектов.
д) Подготовка кадров.
е) Кризисное управление.
ж) Формирование организационной культуры.
д) Развитие социальной сферы.
 
   
Базовые  методики.
1/ Менеджмент.
2/ Тренинг лидерских качеств (И.Вагин и др.).
3/ Проектный менеджмент.
4/ Системный анализ (Г.  Щедровицкий, П. Кузнецов и др), метод кризисной точки (В. Тарасов).
5/ Дальнейшее энерго-информационное развитие (Верещагин и др.), корпоративная политика (Ф. Портер).
6/ Системы ЭСОП, КОНБАН, кружки качества, поддержки проектирования, технопарки и т.п.
7/ Социальное проектирование (глобальные проблемы - Бестужев Лада, Адамович и др., ДИЗАЙН).
 
 
     3. Применение человековедческих методик, ожидаемые результаты и условия их получения.
 
     3.1. Проблема применения.
     Речь идет о формировании современной педагогической культуры
- учение с увлечением,
удовольствием и пользой, т.е. актуальное здесь и теперь образование, ориентированное на конкретный
практически ценный результат в жизнедеятельности человека.
     Но до такого образования учебной группе надо дорасти, по шагу вырастая из привычной иммитации: вы делаете вид что учите, а мы - что учимся.
    Поэтому группу сначала приходится "цеплять" интересом-развлечением, а потом доводить до уровня самоорганизации, а это второй блок "Профессионализм" модуля "САМОРЕАЛИЗАЦИЯ").
 
     3.2. Способ решения.
1) Тренинг (и) - развлечение (я) на интересную для участников тему - ролевая игра (ы), развитие физического интеллекта с помощью релаксации и жонглирования, танцевальной терапии и т.п.
2) Микрокурс (ы). Игра исследование - развивающая игра (тренинг), направленная на решение актуальных проблем (развитие памяти, стрессоустойчивость, мышление, общение и т.п.)
3) Курс "Самореализация".
1/ Рост самоосознания, понимания механизмов восприятия людьми друг друга и разрешение наличных конфликтов позволяют поставить проблему профессионализма.
2/ База профессионализма - управление личным временем => необходимость наработки качеств,
необходимых для продуктивной деятельности => группа личностного роста.
4) Курс "Организация".
Решение общих проблем (выявленных в группе личностного роста) требует создания организации и освоение управленческих методик.
5) Курс "Инновация".
Желание повышения продуктивности организации, перспектива и/или наличие орг. кризиса делают необходимым развитие, т.е. формирование системы инновационной деятельности в организации.
 
    3.3. Результаты применения.
  Решение конкретных проблем, повышение уровня продуктивности людей и организаций, развитие культуры людей и организаций и повышение уровня и качества жизни.
 
     4. Профессионализм научного консультанта.
 
    Целью деятельности научного консультанта является поддержка людей, групп и организаций в решении их проблем.
     Поэтому рабочим циклом консультанта является цикл решения проблем:
 
     Этапы цикла решения проблемы                                                             Заказчики работы.
1) Фиксация                                                                                                  Научные руководители
2) Диагностика                                                                                             Менеджеры по развитию
3) Разработка концепции                                                                            Руководители организаций
4) Разработка проекта решения                                                                  Финансисты
5) Создание условий решения                                                                   Исполнители
6) Проведение работы по решению                                                          Потребители
7) Фиксация и оформление результатов                                                   Политики
 
   Деятельность консультанта является профессиональной если она приводит к решению проблемы (эффективна), оплачиваема (является работой - успешна); не порождает негативных последствий (экологична).
   Эффективная, но не оплачиваемая (слабо оплачиваемая) деятельность может быть рассмотрена как инвестиция в развитие профессионализма.
  Успешность связана с признанием актуальности решаемой проблемы руководством (или консультируемым) и удовлетворенностью результатами работы потребителей.
  Экологичность определяется отсутствием (разрешением противоположностей посредством содержательной работы) или успешным разрешением конфликтов, связанных с проведением проектов, в системе управления организацией и отсутствием травм у потребителей.
      Процесс решения проблем может рассматриваться как инновационная игра.
     Цель - повышение качества жизни.
     Способ - последовательное решение проблемы.
     Ходы -    события-встречи    (предложение->обсуждение->решение->реализация->оценка).
     Результаты - продвижения по проблеме, изменение отношений.
   Профессионализм консультанта определяется способностью совершать качественные ходы, поэтому имеет смысл рассмотреть типологию ходов, критерии оценки результатов, типовые опасности и методы защиты.
 
    1) Предложение.
Цель - определить наличную проблему и условия работы с ней.
Способ - обсуждение проблемы с заказчиком.
Опасность - перейти к следующему этапу не договорившись об условиях работы => необходимо четко знать условия совершения работы (стоимость, кооперацию, технологические нормы) и довести их до сознания заказчика и предупредить его о возможных осложнениях.
    Критерии успешности - достижение договоренности о целях, способе и условиях проведения работы.
    2) Проведение диагностики.
Цель - четкое определение проблем и их вероятных причин.
Способ - анализ деятельности.
Опасность - "слипание" с заказчиком (с консультируемым) => желательно обсуждение проблемы со всеми затронутыми ей людьми, высказывание своей точки зрения как гипотез и не более того.
Критерий - снятие противоречий различных точек зрения.
    3) Концептуальное проектирование.
Цель - определение причин проблем и разработка идей их разрешения.
Способ - проблематизация участников проблемной ситуации. Опасность - вступление в конфликт с  участниками  проблемной ситуации => получение согласия на проблематизацию, мягкое ее проведение, конфиденциальность.
Критерий - согласование причины проблемы с фактами, признание причины проблемы заказчиком и согласие с концепцией их устранения.
    4) Разработка проекта.
Цель - разработка эскизного проекта и технических решений.
Способ - совместное проектирование с заказчиком.
Опасность - создание нереалистичного проекта => проведение экспертизы.
Критерий - успех модельного эксперимента.
    5) Создание условий.
Цель - создание рабочей конфигурации для проведения работы.
Способ - проведение переговоров с заказчиками и исполнителями.
Опасность - негативная конкуренция => формирование сильной позиции и согласование интересов.
Критерий - погашение конфликтов и выделение ресурсов.
    6) Проведение работы (тренинга).
Цель - достижение запланированного результата.
Способ - проведение работы.
Опасность - недовольство потребителя => гибкая подстройка под потребителя, плавные повороты, решение личных проблем консультанта в реальном масштабе времени (до перерастания противоречия в конфликт).
Критерий - удовлетворенность потребителя.
    7) Оценка результатов.
Цель - фиксация результатов и определение перспективы.
Способ - анализ критических точек и проведение опроса участников.
Опасность - переоценка или недооценка результатов => необходимо сопоставить результаты с
прототипами.
Критерий - заинтересованность результатами политиков (людей определяющих приоритеты деятельности).
 
     На основании проведенного анализа можно составить список качеств необходимых научному консультанту.
1) Знание предмета - основание для работы как консультанта.
2) Научное мышление - устойчивость позиции.
3) Порядочность - понимание деструктивных игр, умение и стремление их переводить в конструктивные:
- коммуникативных (использование психокомплексов для формирования отношений) => умение фиксировать и трансформировать собственные психокомплексы (в частности фиксировать проекции) (Э. Берн);
- групповых (игры на повышение и понижение статуса) => умение самоопределяться в ситуациях и держать позицию (Добрович);
- половых (использование стереотипов (и психокомплексов) полового поведения - эротическое манипулирование)) => вырастание из модели романтической любви и понимание семейной деятельности (И. Вагин.);
- корпоративных (игра в "царя горы" на основе позиции по отношению к деловым проблемам) => понимание орг. деятельности (Ф. Портер).
- бизнес игр (различные способы кидания) => то понимание экономических механизмов (И. Вагин);
- политических игр (манипуляции общественным сознанием) => понимание механизмов общественного развития (Кара Мурза и др.).
=> деловая репутация, безопасность и устойчивое развитие деятельности.
4) Развитость различность видов мышления - физического, визуального, логического, эмоционального, вербального, творческого => база под решение проблем в реальном массштабе времени.
5) Систематическая работа в оптимальном режиме => постоянный личностный и профессиональный рост и нахождение на гребне волны.
    Вся жизнь состоит из мероприятиятий (встреч) и подготовки к ним. Основное мероприятие научного консультанта - обсуждение-обучение-тренинг.
 
     Сформулируем требования, выполнение которых обеспечивает качество мероприятия.
1) Создание позитивного настроя, актуальность решаемой проблемы для ее участников и понятная форма ее объяснения => запуск мотивации (критерий - наличие заинтересованных вопросов).
2) Постановка конкретной задачи в рамках возможностей участников и ее объяснение => снятие психологических затруднений и включенность участников в процесс (критерий - начало самостоятельной деятельности).
3) Поддержка самодеятельности участников => получение результатов деятельности (критерий - активная работа и решение поставленных задач).
4) Рефлексия деятельности участников => фиксация результатов, понимание способов их использования в повседневной жизни и удовлетворенность встречей (критерий чувство удовлетворенности участников).
5) Принятие решений о дальнейших действиях и их фиксация. Типовые результаты работы научного
консультанта совместно  с участниками встречи:
- повышение настроения;
- фиксация значимых моментов и структурирование материала;
- развитие понимания;
- снятие комплексов;
- развитие способностей и появление новых;
- разрешение конфликтов;
- продвижение в решении проблем;
- повышение уровня самостоятельности и ответственности участников.
 
    Подготовка к встрече.
1) Определение цели, задач, способов, условий.
2) Мысленное моделирование процесса и внесение корректив.
Базовый принцип проведения встречи отделение того, что можно сделать сразу от того, что требует
дальнейшей работы.
 
 
    
5. Прайс лист (проект).
 
  Прайс лист - это предложение, опирающееся на конкретные варианты организации образовательно-консультативной деятельности. Поэтому для его формирования необходимо проанализировать возможные варианты ее ведения.
     Курс "Человековедение" рассчитан на поддержку деятельности.
    1-ая схема.
    Курс можно использовать как элемент подготовки коллектива, ведущего реальную деятельность. Режим семинарские встречи 1-2 раза в неделю.
     2-ая схема сбор группы людей заинтересованных в решении конкретной проблемы (конкретного спектра проблем) и проведение работы с ними.
1) Интересный досуг - ролевые игры.
2) Проблема качественного обучения - микрокурс развивающих игр.
3) Проблема социальной адаптации, самоосознания, самоопределения и развития - курс личностного развития.
4) Проблема продуктивности - курс управления временем.
5) Проблема освоения управленческой позиции - курс "Организация"
6) Проблема организационных кризисов - курс "Инновация".
     Исходя из данной концепции можно предложить следующую схему Прайс листа.
КАК получить то, что Я ХОЧУ?
ФОРМУЛА УДАЧИ: снятие комплексов и развитие способностей, разрешение конфликтов и последовательное решение проблем => изменение жизни в лучшую сторону.
1) Набор ролевых и развивающе-развлекающих игр (Крутой отдых!).
2) Навыки обучения (Хорошо учиться - это просто!)
3) Развитие личности (Познавая себя ты познаешь весь мир и вселенную, займешь свое место и найдешь того кто тебе нужен!).
4) Профи (Управление собой и своим временем - путь к успеху!).
5) Лидер (Хозяин своей судьбы!).
6) Антикризисное управление (Устойчивое развитие - это реально!).
 
 
Опыт применения ситуационных ролевых игр в образовательном
процессе школы организаторов досуга «Импульс» Зеленоградского
дворца творчества детей и молодежи.
    Содержание.
1.    Почему мы начали играть в ситуационные ролевые игры?
2.    Протекание ситуационной ролевой игры.
3.    Управление ситуационной ролевой игрой.
4.    Анализ результатов ситуационных ролевых игр.
5.    Выводы и направление дальнейшей работы.
    Литература.
 
 
                                                                                                                      Эпиграф.
                                                                                  По-видимому, возможности управления
                                                                                          процессом мышления безграничны
                                                                                  Их нельзя исчерпать, потому что Разум,
                                                                                                            величайший инструмент
                                                                                             познания и преобразования мира,
                                                                                    способен преобразовать и самого себя.
                                                                                                                       Г.С. Альтшуллер
 
 
     1.    Почему   мы  начали играть в ситуационные ролевые игры?
 
    В программе развития ЗДТДМ, директор Жданова Н.К., научный руководитель д.п.н. Фомина А.Б., руководитель методической службы Полосина Л.Д., на 2001 - 2004 годы поставлена задача повышения качества образования в организации за счет использования инновационных   образовательных технологий.  Местом   апробирования   новых  технологий была выбрана  школа   организаторов   досуга    Импульс,    руководители - Герасимова А.Н., Овчаренко И.В., подразделение ЗДТДМ.
   В образовательную программу школы вошли: курс актерского мастерства, развивающие игры, орг. деятельностные игры, психологические тренинги, направленные на развитие саморегуляции, общения и мышления, ролевые игры.
  Как показала практика  применения инновационных образовательных  технологий, именно ситуационные ролевые игры оказывают наибольшее впечатление на молодежь.
    Началось все с того, что захотелось попробовать новую образовательную технологию.  Мотивом было найти что-то интересное и одновременно полезное для молодежи. Остановились на ситуативно-ролевых играх.  Методическую информацию взяли из [1,2].
 
 
      2.    Протекание ситуационной ролевой игры.
 
      Первую игру,  которую отобрали для пробы, была малая ролевая игра (МИГ) - Яхта [3]. В мае 1945 г.  на борту яхты Глория, отплывающей из порта Кадис, Португалия  в Рио де Женейро, Бразилия,  под видом членов экипажа и пассажиров собралась группа, заинтересованных в друг друге лиц: проигравших войну и убегающих из Европы нацистов и разыскивающих их разведчиков союзников.  Игрокам необходимо решить свои игровые задачи. А для этого построить план действий и реализовать его,  разобираясь по ходу игры - кто есть кто, кооперируясь и конкурируя, друг с другом.
    Легенду роли игрок получает перед игрой, изучает ее и отдает мастеру - организатору игры. Игровая территория яхты - это две комнаты  (кают-компания, рубка),   два закоулка (багажные отделения), коридор и туалеты. Получив игровые реквизиты, игроки собираются в кают компании. После чего капитан отдает приказ поднять якорь и игра начинается.
    Для проведения игры необходимо 15 игроков. В качестве полигона был выбран вожатский коллектив «Импульс».  Вначале мы назвали себя мастерами (автор статьи и Одинцов А.И.) и провели среди обучаемых в школе вожатых соответствующую рекламную и разъяснительную кампанию (интересней снимать кино, чем его смотреть, тренинг самостоятельного мышления  и выживания в сложной социальной ситуации). Затем,  предварительно размяв ребят на тренинге общения,  мы собрали  их,  раздали роли и реквизиты. Объяснив правила игры и объявив о начале действия, стали наблюдать за происходящим.
   Довольно быстро раскачавшись, ребята вошли в роли, и процесс пошел: игроки начали активно реализовывать свои планы (общаться друг с другом, торговать информацией, складывать альянсы и т.п.). Через два часа произошла развязка. Капитан, заловив матроса за попыткой кражи из багажа документов, пошел к пассажирам выяснять отношения с тем, кто подкупил матроса. Запаниковавший пассажир (конструктор ракет) убил капитана, но тут же сам был убит партнером капитана (советским резидентом). Один из игроков (помощник американского резидента), воспользовавшись возникшей неразберихой, достиг своей цели (пробрался в рубку и вызвал по рации американский линкор). После чего на яхте появились мастера в форме морской пехоты и произвели разбор полетов
.
    Выяснилось, что после игры ребята в течение недели непрерывно обсуждали произошедшие в ней события. Переживания успокоились на рефлексии игры (прояснение вопросов о причинах решений и поступков игроков во время игры).
 
 
      3.    Управление ситуационной ролевой игрой.
 
      Цели управления игрой, как мы ее используем, заключается в том, чтобы игроки получили понимание реальных социальных взаимосвязей, выявили и исправили свои личные недостатки. Базой достижения результата является подбор качественного сценария с реалистичной проблемой. Затем необходимо ввести игроков в проблему (содержание эпохи, противоречия игровой ситуации, возможные варианты развития событий).  Раздав игрокам роли необходимо дать время на их изучение и формирование индивидуального плана игры. Непосредственно перед игрой необходимо проверить понимание игроком своей роли, отношений с другими игроками и наличие плана игры. Художественное оформление помещения и специально подобранные костюмы игроков усиливают погружение игроков в ситуацию и свою роль.
      При управлении игрой необходимо решать следующие проблемы.
     1)    Решение проблемных вопросов, возникающих у игроков, которые нельзя предусмотреть заранее, и
которые требуют доопределения игры. Мастера дополняют собой игровую среду и разрешают все
противоречия. Решения мастера должны быть логичными. Ему желательно также не мешать игрокам
играть (чем меньше судьи на поле, тем лучше).
      2)    Поддержка слабых и переживающих психологический кризис, вследствие неспособности
адаптироваться к игровой ситуации и/или поражения в игре, юношей и девушек (например, убийства
).       
      После игры необходимо не только определить победителей, но и детально проработать
содержательные проблемы (иначе у игроков возникает чувство неудовлетворенности игрой).
     Необходимость решения данных проблем определяет квалификационные требования, к организаторам игры.
     Мастера игры должны быть не только шоуменами, но и иметь жизненный опыт, специальные знания научного консультанта (методология, педагогика, социология, история). Необходимы также навыки диалогового общения для ведения игры, проведения ее содержательной рефлексии и для работы с педагогами (объяснение смысла проводимой работы и способов использования получаемых результатов), которым непривычны раскованное поведение своих подопечных и эмоциональный накал игры.                      Обязательна (для предотвращения психологических травм и содействия личностному развитию игроков)  работа на игре практического психолога. Решения психолога по своему функционалу во время игры являются обязательным к исполнению мастерами.
     Команда мастеров должна быть хорошо сработанна. Это позволяет вести коллективное управление игрой.  Организаторы игры постоянно обмениваются информацией и пониманием текущей игровой ситуации, что позволяет им своевременно и качественно корректировать ход игры и осуществлять затем обоснованную рефлексию.
      Использование видиотехники позволяет игрокам получить объективное зеркало на свое поведение во время игры.
 
       4.    Анализ результатов применения ситуатиационных ролевых игр.
 
      За год использования ситуационных ролевых игр было проведено десять игр по разным сценариям в ЗДТДМ и различных организациях: в вечерней школе, в общеобразовательной школе, в молодежной общественной организации.
       Во всех случаях участники игр проявили заинтересованность в продолжении игровой программы.
       В тоже время необходимо отметить, что наиболее эффективно применение ситуационных ролевых игр в программах подготовки кадров, использующих психологические тренинги. В этом случае удается сформировать у игроков понимание смысла игры и навыки саморефлексии, оказывать им в течении длительного периода педагогико-психологическую поддержку, направленную на решение личных проблем и снятия комплексов общения, мышления, поведения. При соблюдении этих условий наблюдается быстрое развитие коллектива и его членов. Это позволяет коллективу, проходящему программу развития кадрового потенциала, решать на практике качественно более сложные задачи.                   Например, вожатский коллектив Импульс за четыре месяца подготовки, 2-3 раза в неделю по 2-4 часа, без отрыва членов коллектива от основной деятельности, впервые столкнувшись в своей практике с детьми с отставанием в развитии в период зимнего лагеря, успешно справился с проведением смены.
 
 
        5.    Выводы и направление дальнейшей работы.
 
      Анализ инновационных образовательных технологий, применявшихся в школе Импульс, показал, что основой эффективности образовательного процесса является развитие мышления обучаемых. Мыслительные операции являются базой для понимания и запоминания нового материала, организации диалогового общения, решения проблем в профессиональной деятельности [4-6]. А эти процессы являются в свою очередь базисом, на котором возможны самостоятельность и ответственность человека.
Акцент на развитие мышления, сделанный в школе Импульс, показал, что мышление молодежи быстро развивается посредством современных психотехнологий [7-17].
     Ситуационная  ролевая игра служит мощным активаторам процесса мышления. Игрокам, преодолевая трудности и реагируя на постоянные изменения ситуации, приходится активно думать над каждым своим шагом. Мышление также требуется для анализа своих ошибок.
     Д.Б. Эльконин [18], изучая детские ролевые игры, отметил, что простое разыгрывание ролей детям мало интересно - они играют тогда, когда есть какая-то проблема, которую надо решить, и эта проблема для них актуальна. По сути, ролевая игра служит ребенку средством самовоспитания. Ситуативные ролевые игры, при поддержке игроков организаторами игры, работающими по принципу педагогической поддержки [19], становятся средством самовоспитания для молодежи.
 
      Литература.
1.   www.master.lrpg.ru.
2.    Б..В.  Куприянов, М.И.  Рожков,  И.И. Фришман. Организация и методика проведения игр с
подростками. Владос, Москва, , 2001 г. 
3.    Б.  Куприянов, А. Илика. Серия Клуб ролевого моделирования. Выпуск 1 - Кострома, 1995 г.
4.    Т. Бьюзен. Максимально используйте свой разум. Поппури, Минск, 2000 г.
5.    Т. Бьюзен. Научите себя думать. Поппури, Минск, 2000 г.
6.    Г. Доман, Д. Доман, Б. Хаги. Как сделать ребенка физически совершенным. Аквариум, Москва, 2000 г.
7.    С. Андерсон, К. Андерсон. Средоточие интеллекта. Зодиак, Харьков, 2001 г.
8.    Эдвард де Боно. Развитие мышления: три пятидневных курса. Поппури, Минск, 1997 г.
9.    Эдвард де Боно. Нестандартное мышление. Поппури, Минск, 2000 г.
10.    М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. Технология творческого мышления. Акт, Москва, 2000 г.
11.    Джозеф ОКоннер, Ян Мак-Дермонт. Искусство системного мышления. София, Киев,  2001 г.
12.    Д. Надлер, Ш. Хибино. Мышление прорыва. Поппури, Минск, 1999 г.
13.    Д.М. Стайн. Расширение возможностей интеллекта. Эксмо-пресс, 2001 г.
14.     А.Ф. Харрисон, Р.М. Брансон. Думай и достигай. Поппури, Минск, 1999 г.
15.    Р. Штенберг. Отточите свой интеллект. Поппури, Минск, 1999 г.
16.    Д. Халперн. Психология критического мышления. Питер, Санкт-Питербург, 2000 г.
17.    С. Эпштейн, А.Бродский. Вы мудрее, чем вы думаете. Поппури, Минск, 2000 г.
18.    Д.Б. Эльконин. Психология игры. Владос, Москва, , 2001 г.
19.    В.В. Тарасов. Методика педагогической поддержки. Зеленоградское окружное управление образованием, Москва, 2002 г.


Сайт создан в системе uCoz