Условия прорыва
 
Информация к размышлению человеку, стремящемуся к лучшей жизни.
 
                                                                                  Анекдот вместо эпиграфа.
                                                                         Идёт мальчик, видит дерево, на нём
                                                                         мужик пилит сук, на котором сидит.
                                                                         «Эй, мужик, пилишь сук, на котором сидишь!»
                                                                         «Пшёл отсюда!»
                                                                         Мальчик пожимает плечами и уходит.
                                                                         Мужик допиливает сук и падает.
                                                                         «Колдун!»
 
             Содержание.
1.    Необходимость прорыва.
2.    Постановка проблемы.
3.    Исследование её причины.
4.    Проект решения.
5.    Условия реализации.
6.    Места приложения усилий.
Литература.
 
 
     1.    Необходимость прорыва.
 
    Для решения огромного количества накопившихся в стране проблем необходимо значительное повышение продуктивности личной, групповой и организационной деятельности, т.е. необходим прорыв (качественный скачёк).  Способом повышения продуктивности на социальном уровне является система НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки). В случае получения новых научных знаний и внедрения, разработанных на их основе технологий происходит скачёк в качестве (здоровье и продуктивность людей) и уровне (удовлетворение потребностей людей) жизни.
  Если в стране проблемы решаются медленно это означает, что существует проблема с инновационной деятельностью.
 
 
     2.    Постановка проблемы.
 
    Целью инновационной деятельности является внедрение новой технологии, позволяющей решить, актуальную проблему жизнедеятельности и повысить качество и уровень жизни.
   Для реализации этой цели необходимо провести исследование актуальной проблемы и реализовать проект её решения, результатом которого является новая технология.
    Для того чтобы инновационная деятельность была успешной необходимо вести её систематично и квалифицированно.
    Это означает, что часть ресурсов жизнедеятельности должна быть выделена на развитие, а часть ресурсов выделенных на развитие должна быть направлена на оплату труда научных сотрудников и разработчиков, и быть достаточно высокой, чтобы этой деятельностью занимались квалифицированные люди.
    Если проанализировать инновационную деятельность, ведущуюся в стране, то можно отметить следующие моменты.
1) Низкий 0,3% (по сравнению с развитыми странами 3-4 %) процент ресурсов, выделяемых на развитие [1].
2) Отсутствие чёткого выделения приоритетных направлений развития, размывание ресурсов по мало приоритетным направлениям.
3) Очень низкие зарплаты (уровень нищеты) научных работников и инженеров разработчиков, людей непосредственно делающих инновационную работу.
Единственное место в инновационной деятельности с высокой зарплатой это у бизнес консультантов, но внедряют они преимущественно не наши технологии, а это означает, что мы всегда при сохранении такого положения дел будем в лучшем случае плестись в хвосте у успешных стран.
     Исходя из вышеперечисленного можно сформулировать проблему.
   Успех в создании новых технологий является ключевым фактором качества и уровня жизни, почему же инновационная деятельность является низкоприоритетной в стране, и наши ведущие специалисты в больших количествах покидают Россию? 200 тысяч русских разработчиков в силиконовой долине США и т.д. и т.п. В настоящее время отток интеллектуального потенциала происходит уже и в Китай.
 
 
      3.    Исследование причины.
 
    Исходя из того, что решение проблем в стране складывается из решения личных, групповых и организационных  проблем исследуем причины слабости инновационной деятельности в России на всех этих уровнях и в их совокупности.
 
    А) Индивид.
    Фраза периода, помещенная на сайте консультативных фирм в конце 2003 г.: «Многие люди скорее умрут, чем начнут думать, и умирают, так и не начав. Бертран Рассел.»
   Как показывают научные исследования, у большинства детей резко ослабевает творческий потенциал в 3- ем, 4 - ом классе.
   Факты. Падение успеваемости у детей при переходе из начальной в среднюю школу (можно зафиксировать, проверив журналы успеваемости в любой школе). Ухудшение у них качества работы с задачами на сообразительность и затухание альфа ритма, сопровождающего творческие процессы работы мозга [2]. 10-11 лет возраст начала токсикомании и наркомании [3].
    Причина угасания интеллекта - невротизация ребёнка из-за того, что он не справляется с текущими жизненными проблемами.
    Факторы, вносящие свой вклад в проблему.
1)    Учителя считают, что ребёнок должен выполнять их требования, вне зависимости от его
понимания их обоснованности, желания, и возможностей, т.е. авторитарная позиция большинства
педагогов. При установлении авторитарной дисциплины, давится самостоятельная позиция и
мышление ребёнка.
2)    Нетворческий и не деятельностный характер учебной работы в школе. При передаче знаний
загружается преимущественно память, а не интеллект.
3)    При переходе в среднюю школу ребёнок оказывается предоставлен сам себе. За состояние
конкретного ребёнка ответственности никто не несёт. Учитель начальной школы работает с одним и
тем же классом каждый рабочий день несколько часов. В средней же школе у классного руководителя
просто не выделено в функционале времени достаточного для индивидуальной работы с детьми.
Учителя предметники больше озабочены у
cпеваемостью по предмету чем состоянием детей.
4)    Экологическая проблема привела к неполноценности питания людей [4] - в пище недостаёт
необходимых организму витаминов и минеральных веществ. В результате ослабление организма и
работы высшей нервной деятельности.
 
    В следствии того, что большинство людей не могут справиться с своими затруднениями (не в состоянии провести индивидуальный «НИОКР») они начинают деградировать по следующим ступенькам (системная гипотеза болезни, сформулированная автором в процессе консультативной деятельности, м.б. подтверждена многочисленными фактами и положительными результатами консультативной и оздоровительной деятельности).
1)    Негативные эмоциональные состояния и деструктивные программы поведения (в частности
токсикомания и агрессивные манипуляции для поддержания своего социального статуса).
2)    Мышечные спазмы и угнетение эндокринной системы.
3)    Нарушения сердечно-сосудистой системы, искривления позвоночника, нарушение мембранной
проводимости клеток.
4)    Нарушения обмена и хронические заболевания.
   К одиннадцатому классу больше 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье [5], и больше 70 % детей пробовало наркотики [3]. По статистике основными причинами смертности людей являются сердечно-сосудистые заболевания (инфаркты и инсульты) и болезни связанные с обменом (рак и диабед) - вместе более 90%.
 
    Б) Группа.
Поведение группы определяется групповыми стереотипами. А групповые стереотипы есть следствие прецедентов решения групповых проблем.
С точки зрения психоисториков [6] групповые стереотипы, связанные с решением проблем, развивались следующим образом (автором немного доработана концепция Ллойд де Моза с учётом требований решаемой задачи).
1)    Убийство за нарушение групповых норм (постоянная борьба за выживание, стая, шизоидная
личность, садомазохисты), д. н. э. Вспомним выпивающего яд Сократа и спартанцев, убивающих
плохих, с их точки зрения детей.
2)    Отлучение от группы за нарушение групповых норм (земледелие, племя, аутичная личность,
психопаты), до 10 века нашей эры. Практика высылки неблагонадёжных. Монастырь - место
пребывания учёных в средневековом социуме.
3)    Кнут и пряник в зависимости от следования групповым нормам (жёстко деспотично управляемая
тоталитарная группа, депрессивная личность, упрямство, чувство вины, маниакальная защита), до 16
века нашей эры. Я тебя породил, я тебя и убью.
4)    Любовь и ненависть в зависимости от следования групповым нормам (авторитарная группа,
компульсивная («дёргающаяся» под влиянием внешних стимулов) личность, зависимость) до
середины 19 столетия. Манипуляция под лозунгом «Ты меня не любишь».
5)    Материальное стимулирование или его отсутствие (либеральная группа (свобода, понимаемая как
возможность совершать безответственные действия), тревожная личность, истеричность,
психосексуальные расстройства (смущение, чувство стыда)), до настоящего времени. Не будем мы
платить деньги учёным, инженерам, учителям. Если им так хочется, то пускай работают бесплатно, а
может быть с них за право работать ещё и деньги брать?
   Столь большой невротизм людей (другими словами называемый стрессом) с первого взгляда кажется чрезмерным преувеличением, но проявляется он в ситуациях, когда человек испытывает затруднения в своей жизни. Чтобы понять данную точку зрения достаточно вспомнить собственные состояния сознания и поведение в кризисных ситуациях.
 
  Логика исторического развития следующая - групповой интеллект постоянно повышался и соответственно понижался уровень невротизма.
    Любая группа (если не проводить специальной работы по изменению норм) базируется на нормах, формируемых в семье.
   В силу ролевых стереотипов [7] (Рис. 1) мужчины создавали прецеденты изменения групповых норм, женщины же поддерживали стабильность. Нормы группового поведения изменялись в конфликте между мужчинами и женщинами. Мужчина помогает женщине выйти из её неврозов (сначала преодолевая свои). Поэтому мужики «сволочи» - не всегда выполняют групповые нормы, а бабы «дуры» - выполняют групповые нормы вне зависимости от ситуации.
   В России (и во многих других странах, исключая Норвегию и Японию) средняя продолжительность жизни мужчин намного меньше, чем у женщин. Объяснить это можно тем, что лучше ориентирующиеся в субъект-субъектных отношениях (в психологии и магии) в силу организации психики и функционального разделения труда женщины, манипулятивным образом перекладывают свои проблемы на мужчин, ориентированнных на субъект-объектные отношения. Схемы перекладывания проблем следующие: если ты меня любишь, то...; ты глупенький, ничего не понимаешь, то…; настоящий мужчина должен … и т.п.). После того как мужчина берёт на себя нагрузку большую, чем ту, с которой он в состоянии справиться, он ломается и начинает вести себя деструктивно: агрессировать, пить, гулять и т.п.
 
 
Рис. 1. Исторически сложившееся разделение труда между мужчинами и женщинами.
 
Внешняя среда.
мужчина - познание, защита и добыча ресурсов (охота) для семьи (С-О).
Внутренняя среда.
женщина - быт, дети, добыча ресурсов для семьи (собирательство) (С-С).
 
          Взаимосвязь личного и группового.
    По мере деградации на личном уровне, происходит деградация групповых норм (в сторону более ранних исторических форм), что приводит к сокращению средней продолжительности жизни (Таблица 1.). Наоборот, по мере развития на личном уровне происходит и развитие на групповом (спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи).
 
Таблица 1. Анализ деградационного процесса.
_____________________________________________________________________________ 
         Индивид                                                   |                       Группа
___________________________________|__________________________________________
Затруднения                                                        |  Конфликты
Агрессия  и депрессия, мышечные спазмы  |  Деструктивные отношения, неадекватная самоо-
и нарушения работы эндокринной системы | ценка, различные формы наркомании
Нарушения сердечно сосудистой системы,   | Хаосное поведение,
искривления позвоночника, уменьшение    | нарушение порядка и экологии
клеточной проводимости                                 |
Нарушения обмена, хронические                    |Резкое падение продуктивности деятельности
заболевания                                                        |
________________________________________|______________________________________________
 
   Инновационную деятельность всегда вели личности больше ориентированные на истину и результат, а не на групповые нормы. Характерно, что личности, занимающиеся интеллектуальным трудом, во все времена жили в среднем дольше, чем остальные слои населения. Группа, нормы деятельности в которой опосредована целями и результатами деятельности и члены группы которой поддерживают друг друга, называется коллективом. Инновационная деятельность требует длительных усилий без получения быстрого результата. Поэтому инновационная деятельность на уровне группы основывается на развитии групповых норм (к нормам деятельности коллектива приближаются нормы проведения тренинговых групп: активности, поддержки члена группы работающего со своей проблемой, общения на ты и в диалоге, рефлексивности и др.). Осуществляют её лидеры, решая свои личные и групповые проблемы. Инновационная деятельность требует самоограничения и управления ресурсами - необходимо проинвестировать в развитие, прежде чем будет получен результат.
    Инновационная деятельность рискованная деятельность - можно проинвестировать в развитие и не добиться никаких результатов. Разумным риск становится тогда, когда правильно определены приоритеты деятельности, они контролируются и корректируются исходя из изменения ситуации.
 
     Для определения приоритетов деятельности используется системный подход.
   Как социальнозначимое явление человек, боле менее, свободный от деструктивных программ (человек разумный и гуманный) начинает формироваться в мире только в середине 20 - го века. Разумный это отдающий себе отчет о последствиях своих действий, гуманный - поддерживающий ближнего. Гуманность в случае взаимности очень продуктивна: развитие каждого есть условие развития всех, а развитие всех необходимое условие продуктивной групповой деятельности.
  Похоже, что Сталинские репрессии затормозили процесс формирования социального слоя творческих людей в Советском Союзе [8]. Репрессиям подвёргся целый социальный слой людей, основная вина которых была в том, что они были продуктивны. Аналогичные репрессии, в более жёсткой форме были 80 - ых годах 20- го века и в Камбодже. Репрессии против учёных в нацисткой Германии, подорвали немецкую науку, и их негативные последствия страна испытывает до сих пор. Та же самая проблема и в России. Уничтожались прорывные направления науки, например кибернетика (и сейчас многие люди находящиеся на руководящих постах не понимают, что такое обратная связь и системных подход). Психоанализ в России официально разрешен только в 1996 г. Как показывают психологические исследования невротический «хвост» от Сталинских репрессий, тянется до сих пор [9].
    Чем же отличается менталитет России от успешных стран? В литературе европейских стран умные люди социализорованы и живут нормальной жизнью. В российской литературе умные люди постоянно, начиная с Чацкого и кончая Фандорином, оказываются лишними. Идеал же социализированного умного и гуманного человека появился в фантастике братьев Стругацких.
 
    Какие же сейчас в России преобладающие групповые нормы и как они влияют на развитие. Это так называемые «либеральные» ценности.
1)    Борьба за деньги, зачастую, любой ценой.
2)    Ориентация на высокий стандарт потребления.
3)    Избегание, по возможности, проблем. Существует даже психологическая мифлогия: ситуации,
вызывающие отрицательные эмоции, следует избегать; само слово проблема плохое слово (могут
полезть из правого полушария «тараканы» (деструктивные психологические программы)) и они
помешают успеху.
     В результате люди перерабатывают, конфликтуют и подсаживают здоровье. На развитие просто нет ни времени, ни сил.
   Успешные лидеры, наоборот характеризуются тем, что они решая проблемы, каждодневно преодолевают свой дискомфорт, перерабатывают свои деструктивные программы в конструктивные и гармонично сочетают напряжение и расслабление.
  Уровень группового развития в России можно охарактеривать примерно как тоталитарно-авторитарно-либеральный (типовая реакция при столкновении с проблемами - это избегание, агрессивное упрямство, зависимость и истерика). В последнее время  появилось множество руководств на тему - «как стать стервой». Это означает, что в стране на уровне массового сознания (не смотря на авторитарный характер проводимой политики) идёт переход от авторитарных к либеральным отношениям. Продуктивная же инновационная деятельность требует человека разумного и гуманного, и высшей стадии группового развития - коллектива, основной нормой жизнедеятельности которого является демократия.
Новые идеи всегда выдвигает меньшинство, и коллектив умеет воспринять и реализовать мнение продуктивного меньшинства (смысл демократии не во власти народа, а в процедурах обратной связи, обеспечивающих принятие качественных решений, конструктивный диалог между людьми - это основа демократии).
 
    Вывод. В среднем по стране мы ещё не доросли до продуктивной инновационной деятельности, хотя возможны зоны опережающего развития во всём мире известные как технополюсы, технопарки, агропарки, инновационные фирмы (типа Микрософт), экологические поселения и т.п., и также опережающе развиваться могут отдельные личности и семьи.
 
     С) Организация.
     Организационные нормы - это правовые нормы, в рамках которых существуют группы.
Чтобы какая-либо деятельность выполнялась на организационном уровне необходимо, что бы эта деятельность была закреплена правовыми нормами, и на неё были выделены ресурсы.
В большинстве организаций нет ни специалистов, ни функциональных подразделений, отвечающих за развитие (а если появляются, то их пытаются использовать не по назначению). Соответственно нет оценки продуктивности сотрудников и нет системы стимулирования их развития.
В такой ситуации карьерный рост сотрудников определяется их отношением с руководством, а не решением производственных задач. Инициатива, находящаяся вне рамок линии руководства, наказуема.
 
      Взаимосвязь индивидуального, группового и организационного.
    В настоящее время к ребёнку в большинстве семей относятся достаточно хорошо, для того чтобы он, по крайней мере, не терял природный интеллект. В то же время семья накладывает определённый уровень деструктивности на своих членов. Но требования к ребёнку по мере взросления растут, и примерно к десяти годам у большинства детей уровень невротизма становится настолько большим, что теряется интеллект. В результате чего ребёнок овладевает деструктивной стратегией жизненного успеха - подлаживайся под руководство (родителя, учителя, сержанта) - важно не дело, а то как это дело выглядит в глазах руководства, и следует этой стратегии вопреки даже собственным интересам (если руководить пьёт, значит надо пить вместе с ним, если руководитель требует умереть, значит надо умереть)).
   При переходе страны на рыночную систему организации экономики в бизнесе стали востребованы инициативность и инновационность, но взрослые дети продолжают играть в жизненную стратегию, приобретённую в семье, школе и армии. Результат - сокращение населения страны, с опережающей деградацией мужчин.
  Специалисты же, сделавшие вопреки социальному давлению, инновационные проекты и способные решать задачу прорыва, зачастую, не имеют социального статуса и ресурсов для развития деятельности.
 
     В Советском Союзе была отлаженная система инновационной деятельности и базировалась она на коллективе, в котором общее доминировало над личным. Высший расцвет советского коллектива был гле-то в районе 60 годов прошлого столетия. Тогда страна осуществила прорыв в космос и в ней на потоке разрабатывалась новейшая военная техника. Казалось бы, достаточно провести конверсию (перестроить часть ВПК на мирную продукцию) и проблема развития страны решена.
     Но для этого необходимо было решать проблему мотивации (формирования коллектива, в котором согласовано личное и общественное). Одно дело мобилизационная экономика и люди работают для предотвращения внешней угрозы и «великой цели построения коммунизма». А другое дело мирный период, когда люди работают для улучшения собственной жизни.
Военному времени адекватна жёсткая вертикаль, а мирному - система стимулирования продуктивной деятельности. Рынок в своём идеале и есть такая система: кто делает лучшую продукцию, тот и зарабатывает больше денег (для предотвращения деструктивного монополизма необходима честное регулирование рынка государством).
  Поэтому при внедрении рынка возникло следующее
противоречие между произволом авторитарного управления и объективной потребностью в качественных продуктах и услугах.
    На каком же этапе разрешения данного противоречия мы сейчас находимся.
   Консультативные фирмы в настоящий момент заняты структурированием деятельности бизнес структур. Без наведения порядка с деятельностью и финансами невозможно инвестирование в развитие (а инвестирование необходимо не только для развития, но и просто для поддержания инфраструктуры).
   Тот же самый процесс происходит и в семьях. Противоречие между мужчинами и женщинами (определённая система расходования семейного бюджета или трата всех денег сразу). В настоящее время женщина вышла во внешнюю относительно семьи среду (в ней требуется интеллект и квалификация, а не мышечная сила). И противоречие между мужчинами и женщинами трансформировалось в противоречие между личностью, которая мыслит и поэтому в состоянии ограничить себя ради достижения стратегических целей, и компульсивно-истеричной  личностью (без царя в голове), живущей по принципам: я достойна самого лучшего, всё и сразу, всё или ничего, что хочу, то и ворочу. Самоуверенные компульсивные действия, необоснованные анализом последствий принимаемых решений, постоянно порождают проблемы, кризисы и конфликты, после чего начинается истерика и поиск виноватого. Из компульсивно-истерической личности все деньги сразу выдёргивает реклама и/или истерический невроз несоответствия высокому стандарту потребления. Она создает сама себе и зависимому от неё окружению постоянный финансовый кризис.
 
   Структурирование деятельности (при котором осознаются все нерешенные проблемы, в частности задолженности по здоровью, образованию, инфраструктуре и экологии) показывает, что система жизнеобеспечения в стране (на личном, групповом и организационном уровне) еле держится на плаву.
   Структурирование деятельности в стране в силу недостаточности сознательности её населения и управления было произведено авторитарным способом. Но любой достаточно серьёзный экономический кризис (а при слабости обратной связи в авторитарной системе управления он становится практически неизбежным из-за медленного темпа решения проблем) приведёт к политическому кризису, из которого согласно теории кризисного управления возможно два выхода.
1) Признание важности инновационной деятельности, создание условий для работы творцов, самоограничение для инвестирования решения накопившихся проблем.
2) Возвращение к хаосу предшествующего периода и усугубление проблем.
 
 
Графически ситуация представлена на Рис. 1.
 
    Пояснение графику.
   При неизменном способе деятельности продуктивность системы находится примерно на одном уровне. В случае дестабилизации системы продуктивность её деятельности падает, и она оказывается в кризисе (система устойчиво развивается, если скорость решения проблем в ней превышает скорость накопления деструкции). На индивидуальном уровне кризис проявляется как болезнь, на групповом - как утрата согласованности действий группы. Если в процессе кризиса удаётся устранить причину дестабилизации, то это приводит к росту продуктивности системы, если нет, то она деградирует.
   В качестве кандидатов в
причины будущего кризиса в стране выступают: обвал изношенной инфраструктуры, рост инфляции, обвал доллара, падение цен на нефть, вступление России в ВТО, конфликт в Косово, обострение экологической проблемы.
 
 
     4.    Проект решения.
 
    Что же делать людям, которые хотят жить и устойчиво повышать качество и уровень своей жизни?
Если мы знаем механизмы деградации (Таблица 1.), то можно процесс запустить в обратном порядке.    На каждую причину деградации есть свои средства, позволяющее её устранить (в табличке они в скобочках).
 
Таблица 2.  Антикризисная программа (реализация концепции устойчивого развития).
Программа работы социального педагога (в семье, в учебных и в трудовых
коллективах).
 
_____________________________________________________________________________ 
         Индивид                                                   |                       Группа
___________________________________|__________________________________________
Активизация мышления (ролевые игры      |Разрешение конфликтов в коллективах
и психологические тренинги)                         |(конфликтология, этика)
Обучение самообразованию и общению,       |Формирование конструктивных отношений
проработка деструктивных психокомп-        |и на их основе разработка целей и способов
лексов (консультации и тренинги)                 |деятельности (проектирование)
Оздоровление (работа с телом, нату-             | Формирование определённой системы
ральные витаминераль ные комплексы),    |деятельности и наведение порядка
преодоление наркотической зависимости    |(системный подход)
Рост уверенности в собственных силах,       |Освоение новейших организационных и
усиление интуиции, самоопределение         |производственных технологий, рост
на самореализацию (стимулирование           |продуктивности (инноватика)
продуктиой деятельности)                              |
_______________________________________________________________________________________
 
 
    Почему представленная программа является программой работы социального педагога? Для ответа на этот вопрос заглянем в историю нашей страны. Кто проводил такую программу или примерно аналогичную программу, как проводил и какова эффективность проведённой работы.
   Единственная программа, которая приходи на ум - это программа А. С. Макаренко (20-30 годы прошлого столетия) [10].
   Антон Семёнович брал «трудных» подростков (малолетних преступников) и доводил их до участия в инновационной деятельности. В колонии было создано инновационное по тем временам производство фотоаппаратов ФЭД. Колонисты имели возможность жить на полном самообеспечении и заказывать пароходы для отдыха.
    Как же это удалось Макаренко. Антон Семёнович обладал способностью быстро решать проблемы. Он решал проблемы, и тут же результаты решения проговаривались с колонистами и закладывались как нормы коллективной деятельности. Периодическая ротация функциональных обязанностей подростков приводила к тому, что организаторские функции мог успешно выполнять любой воспитанник колонии.
    В результате работы Макаренко дети начинали управлять колонией в режиме самоуправления, а сам Антон Семёнович «держал» внешние связи колонии, решал её ключевые проблемы, и подправлял деятельность колонистов, консультируя их во время управленческих совещаний.
Колония устойчиво развивалась, потому что Макаренко со своими детьми решали проблемы быстрее, чем они накапливались. Для преодоления кризисов и деструктивного поведения колонистов Антон Семёнович использовал метод взрыва - резкое изменение поведения, заставляющее подростков задуматься о своих поступках и принять решение об изменении своего поведения. Макаренко решал проблему социальной адаптации подростков, поэтому его деятельность может быть определена в современной классификации как социально - педагогическая. Для решения проблемы он разработал и реализовал деятельностную концепцию воспитания - дети развивались, решая конкретные проблемы обеспечения своей жизнедеятельности, получаемые знания тут же использовались в деятельности. Антон Семёновичу удалось это сделать, переосмыслив всю наличную педагогическую теорию и практику. По сути, он на практике реализовал понимание педагогики Гессеном, как прикладной философии [11]. Говоря современным языком целостный подход к человеку.
    Вывод.
Социально-педагогический компонент в инновационной деятельности необходимое условие прорыва (качественного скачка в продуктивности). Педагогика, понимаемая как прикладная философия, является инструментом развития личности. А без развития личности невозможно формирование продуктивных коллективов.
 
   Что же сейчас через 70 лет после Макаренко наука может предложить практике в области социальной педагогики.
     В 1990 г. Олег Семёнович Газман начал развивать в институте педагогических инноваций подход педагогической поддержки. Под педагогической поддержкой понимается «
процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» (О.С. Газман, «Первое Сентября» 21 ноября 1995 г.). Базовый принцип подхода - совместное с ребёнком решение его проблем. А ведь это воспитание - личность ребёнка формируется в процессе преодоления затруднений в его жизнедеятельности. Если они преодолеваются успешно, то формируется позитивная личность, если нет, то формируется деструктивное поведение (человек самореализуется деструктивным способом).
С 1996 по 2000 г. автор данной статьи был организатором эксперимента по внедрению функционала классного воспитателя, работающего по методологии педагогической поддержки, в работу 1101 школы г. Москвы. Директор школы Варлен Н.В. Научные руководители эксперимента Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Институт педагогических инноваций РАО.
В результате четырёхлетней работы автору данной статьи удалось методологию педагогической поддержки доработать до уровня методики - алгоритмической последовательности определённых мыслительных операций [12].
 
Методика работы социального педагога
(педагогическая поддержка).
 
                           так не надо (не профессионально)           =>      конфликт
                           |                                                          |       
затруднение -> проблема -> причина -> решение -> договор -> работа -> рефлексия
 
     Поясним, как работает методика кратким рассмотрением случая из практики.
    Учитель математики принял класс, который не мог учиться по программе. В результате учитель недоволен ребятами, а ребятам не нравится математика. Классный воспитатель формулирует проблему - отставание класса от программы и исследует её причины: несформированность базовых математических навыков и слабое здоровье детей. На основании выявленных причин формируется проект решения проблемы - дополнительные занятия по освоению базовых навыков в игровой форме, оздоровительные занятия. Классный воспитатель разбивает проект на части и договаривается с учителем математики и администрацией школы о дополнительных занятиях и временном снижении требований к классу. Подключает к математическим играм родителей. Сам проводит оздоровительную гимнастику. В результате восстанавливаются отношения учителя математики и класса. За два месяца ребята догоняют программу и проблема снята.
 
    Казалось бы всё просто. Но в процессе обучения педагогов методике выяснилось.
1) При решении проблем они пропускают этапы постановки проблемы и исследования их причин и сразу переходят к решениям.
2) При попытках работать с проблемами учителя сразу попадают в конфликты, с которыми не в состоянии справиться (пытаются навязать партнёрам по деятельности необоснованные решения).
3) Учителя слабо осознают изменения, происходящие в процессе работы, в том числе с ними самими (слаба рефлексия).
     В результате хотели как лучше, а получается как всегда.
   Выясняется весьма прискорбная ситуация: люди, имеющие диплом о высшем образовании, не умеют познавать (и соответственно самообразовываться), а именно это качество, по мнению, Гессена, сформулированному в томском университете еще в 20 годах прошлого столетия, отличает выпускника ВУЗа, от выпускника школы, задача которой, по его мнению, передача знаний.
   С умением конструктивно общаться дела в нашей стране обстоят ещё хуже, чем с умением познавать. Автор в своей жизни наблюдал массу проектов, которые не были реализованы из -за конфликтов между их участниками. Когда в середине 90 г. преподаватели физтеха анализировали причины отставания физтеха от зарубежных вузов, они признали, что не владеют технологией управления конфликтами и ведения переговоров.
    Что касается рефлексии, то в настоящее время психологи активно внедряют рефлексию - «Что вы сейчас чувствуете?». Это рефлексия крайне важна при фиксации негативных эмоций и проработке деструктивных программ поведения. Но для развития не менее необходима и рефлексия «
Что нового вы узнали и как это использовать в своей жизни?». Важно не только устранить деструктивные психокомплексы, но и сформировать новые успешные модели поведения.
   Поэтому, при подготовке педагогов работе по принципу педагогической поддержки, приходится учить их тому, чему не учат ни в школе, ни в институте - умению думать, конструктивно общаться и изменять модели своего поведения. Как говорят мастера сетевого маркетинга: вы потратили 20 лет на своё образование и не потратили ни одного часа на самое главное, что делает человека успешным.
    При этом тренеру приходиться преодолевать деструктивные комплексы своих подопечных, решать ту же проблему, с которой столкнулся Макаренко при попытках облагородить малолетних преступников: он к ним с уважением, а они его куда подальше.
   Решил он её методом взрыва: один раз сорвавшись, он дал по лицу охамевшему воспитаннику, после чего ребята стали к нему и другим педагогам колонии относится с уважением.
  С учётом достижений современной науки автор проработал метод взрыва и получил метод кризисной точки. Суть его в том, что конфликт процесс иррациональный - его участники не понимают его причин. В 90 годах автор сотрудничал с конфликтологом Л.Н. Цой в институте социологии РАН. В процессе совместной работы я выяснил, что если осознавать во время конфликта свои собственные деструктивные психокомплексы и избавляться от них (а для этого достаточно квалификации практического психолога), то появляется возможность управлять конфликтом и переводить его в конструктивное русло, решая проблему, явившеюся причиной конфликта.
   Что же произошло в школе в процессе эксперимента? Работа была организована следующим   образом. Раз в неделю на исследовательско-проектном семинаре с педагогами, участвующими в эксперименте, обсуждались текущие проблемы и вводились знания, необходимые для их решения. Для освоения необходимых навыков работы проводились тренинги.
     Вначале педагоги погасили конфликты в своих классах, затем разобрались с детьми, имеющими проблемы, и сформировали коллективы. После этого начался постепенный, но неуклонный рост успеваемости (легко фиксируемый по отметкам в журналах). Интересно отметить, что если в класс приходил ребёнок с деструктивными формами поведения, то конструктивно себя ведущий коллектив всегда оказывался сильнее.
     В классах с классными руководителями, для которых обучение подходу педагогической поддержки не проводилось, таких позитивных процессов, как отметил директор школы, не происходило
.
Параллельно, с проводимой экспериментальной работой, в школе происходили следующие изменения. За два года, она из средних в округе, вышла в нём на первое место среди других школ по показателям (победы на олимпиадах, поступаемость в ВУЗы и т.п.). А в конце эксперимента Н.В. Варлен сравнивала свою школу с лучшими школами по Москве, а сама школа взяла курс на оздоровление детей, прорабатывались также вопросы детского самоуправления.
 
     Выводы.
1) Если в организации появляется место (методическая служба, экспериментальная площадка, социально-психологическая служба, информационно-аналитическая служба, антикризисный штаб, экспертный совет и т.п.) где содержательно решают проблемы, то позитивное влияние этого места проявляется в росте продуктивности всей организации в целом.
2) При применении методики педагогической поддержки, происходят те же позитивные процессы, что и в колонии Макаренко. Только если у Макаренко развитие происходило в выделенной из социума колонии, под прикрытием ВЧК, то сейчас применение методики педагогической поддержки позволяет производить позитивные изменения в повседневной жизни человека её применяющего, не выходя за рамки социума. В настоящее время это не выдающийся прорыв, а просто профессиональная работа научного консультанта.
 
    Подведём итоги. Разработана и проверена  на практике (не один раз, описаны далеко не все случаи) модель антикризисной программы.
Цели. Решение текущих проблем, устранение причин деградации, создание условий для инновационной деятельности, разработка и внедрение новейших технологий.
Способ. Включение мышления и развитие личности, освоение методики педагогической поддержки в процессе систематической работы по решению проблем, выращивание коллектива и внедрение различных форм самоуправления, по мере необходимости освоение необходимых для решения текущих проблем знаний, умений и навыков.
 
 
      5.    Условия реализации.
 
     А) Индивидуальный уровень.
   На слуху цифра, что число творческих (думающих) людей в обществе порядка 5%, такое же количество людей постоянно планирующих свою деятельность [13]. Похоже, что это одни и те же люди.
   Человек, систематически планирующий свою жизнь, размышляет о ней и делает выводы, стремиться к оптимальному распределению своих сил.
    Человек, не планирующий свою жизнь, не думает о своей конкретной ситуации и пребывает в иллюзиях по поводу своей жизнедеятельности. Он не имеет обоснованных проекта своего развития (а «воздушные замки не держит земля», А. Макаревич), пытается сделать и получить сразу всё и в результате по большому счёту не имеет ничего: ни квалификации, ни финансовой стабильности, ни удовлетворительных семейных отношений.
 
     Какие же условия индивидуального развития.
    1) Принять ответственность за собственную жизнь.
    Это означает, что в любой проблеме есть и ваш собственный вклад. Ещё со времён Фрейда и Юнга известно, что у каждого человека есть собственная тень - деструктивные программы поведения, которые он не осознаёт. И поэтому, прежде чем искать виновного в своих неудачах, необходимо отрефлексировать собственный деструктив. Если это не удаётся сделать самостоятельно, то помощь может оказать специалист. В тоже время многие люди не могут смириться с мыслью, что они в чём-то не правы (имидж хорошего мальчика или хорошей девочки). Поэтому они ищут специалистов, которые вместо того чтобы помогать клиенту решать свои проблемы занимаются укреплением его деструктивной позиции. В результате тратятся время, силы и деньги, а проблема оказывается нерешённой.
    Вообще говоря, поддержка неадекватного своим возможностям имиджа вещь малопродуктивная и бесперспективная. Окружающие люди довольно быстро разбираются, что к чему и начинают осуществлять манипуляции «хорошим парнем», «настоящим мужчиной», «крутым бизнесменом», «борцом с бюрократией» и т.п.
   В тоже время есть другая крайность, когда человек всю вину за проблему берёт на себя. Как показывает практика работы с проблемами, успех приходит тогда, когда обе стороны конфликта, признают свои ошибки и делают шаги навстречу друг другу.
    Поэтому взятие ответственности за свою жизнь означает:
а) воспринятие критики и признание наличия личной проблемы, если приведённые факты убедительны;
б) прикладывание усилий для устранения собственных недостатков и защиту самого себя от деструктивного поведения окружающих (заметим, что активная защита (подвижность и контратаки) всегда безопаснее и требует меньше ресурсов, чем нападение и поэтому, как правило (если точно оценён баланс сил при входе в конфликт), успешна).
    2) Понять, что многого не знаешь и не понимаешь и выделить время на развитие.
    Например, при решении проблемы человек проходит через кризис. Это болезненно. Как считают многие врачи, если в процессе лечения человеку не больно, значит, он не лечится. И это не значит что человек, проходящий в процессе решения проблемы сквозь свой дискомфорт мазохист, а консультант садист. Боль вызвана тем, что разрушаются хоть и патологические, но связи. В тоже время часты случаи, когда клиенты не ценят работу консультантов, считая, что консультанты им сделали плохо. Например, одна из моих клиенток заявляла, что я лишил её уверенности. Только почему-то после лишения её «уверенности» (а на самом деле высокомерного снобизма), она из преподавателя вуза переместилась в кресло заместителя ректора.
 
    Поддержкой развития может быть работа с консультантом (почему-то такую работу называют каучунг).
    Схема работы: совместный с консультантом анализ своей жизненной ситуации и проектирование собственной деятельности, планирование её, совершение шагов по реализации плана и рефлексия результатов.
 
    Условия успешности работы с консультантом.
1) Квалификация консультанта.
2) Выполнение предложений консультанта (человек, как правило, начинает развиваться только прижатый к стенке, поэтому надо хотя бы пробовать делать то, что предлагает консультант и сообщать ему о трудностях, которые возникли в процессе работы).
3).Оплата работы консультанта (оплата означает наличие ситуации взаимной ответственности и признание важности проводимой работы, без этого же она не будет эффективной (работы просто скорей всего не будет)). Это условие касается всех уровней.
 
     Б) Групповой уровень.
    Для того чтобы группа развивалась необходимо, чтобы в ней появился лидер, который бы взялся за решение групповых проблем. Из-за того, что групповые проблемы делятся на предметные и проблемы в отношениях, как правило, реальное управление группой осуществляется лидирующей парой («король и королева») и определяется отношениями в этой паре.
  Посещая различные психолого-эзотерические мероприятия можно убедиться в огромном преобладании на них женщин, чем мужчин. А, прислушиваясь к разговорам, выясняется, что одна из основных решаемых проблем - как управлять мужчинами.
   Различные психолого-эзотерические семинары в стране по приблизительной оценке прошло больше 50 млн. человек.
    Что в результате получается.
    Женщины пытаются овладеть сильными субъект-субъекными технологиями.
   Если не удаётся, то они просто тратят деньги и тешат своё тщеславие некоей избранностью. По жизни же оказываются совершенно невменяемыми, беспомощными  и манипулируемыми собственными детьми.
    Если удаётся, то в силу деструктивных психологических программ (описанных выше) они создают мощные конфликты и разрушают свою жизнь и своё окружение.
   Если же выйти из парадигмы, что мужчина инструмент исполнения женских желаний (и наоборот) (эгоцентричная позиция пятилетней девочки (мальчика) сидящей (го) на шее у папы), и строить с ним (с ней) партнёрские отношения, то открывается путь к семейному счастью, которое, как записал в словаре русского языка Даль, есть совет да любовь.
 
    Поэтому условиями группового развития являются.
  1) Понимание лидером психологии и способность его противостоять деструктивным психолого-магическим манипуляциям.
    Методологическое примечание. Многие эзотерические школы не признают этику. А этика это наука о предотвращении негативных последствий своих действий. Если мышление человека слабое, то он не в состоянии просчитать последствия своих действий и этика у него за горизонтом ближнего развития. Умный в состоянии выбраться из негативных ситуаций, которые сам создал, мудрый в них не попадает (дурак строит в своей психике лабиринты и запутывается в них, умный строит лабиринты и героически из них выбирается, мудрый не строит лабиринтов). Маги не признающие этику не знают ограничения своих методов и поэтому живут в постоянной войне с окружающим их миром (смотри путь воина Кастанеды). Характерной для магического мышления чертой является затыкание слабых мест в аргументации словами: энергия, тонкие планы и т.п. Автор не отрицает наличие тонких феноменов (в частности телепатического внушения, порчи и т.п.), но предпочитает пользоваться лезвием Оккама. Если есть более простые объяснения феноменов, и они работают (проверяются экспериментально), то незачем вводить в теорию дополнительные сущности.
    Также некоторые маги отрицают логику и считают её ядовитой. Почему-то они не пользуются принципом дополнительности. Если человек выходит за пределы своей модели мира, то он попадает в неизвестность. Но, познав неизвестность, он строит новую модель (новую «карту местности»), старая же модель должна являться частью новой и ей проще пользоваться в условиях её применимости. Не применяют же квантовую механику при периодическом походе в один и тот же магазин за одними и те ми же продуктами.
   Ещё характерная черта мистически настроенных людей это преувеличение роли субъектного фактора. На идее гипотетической возможности «пройти сквозь стену» (можно и без ковычек), не стоит строить конкретное планирование. Это перезаклад. Вообще говоря, женщины интуитивно хорошо чувствуют потенциальные возможности. Но от интуитивного прозрения до реализации идеи лежит огромная исследовательско-проектная и образовательная и внедренческая работа.
Кроме слова хочу, есть ещё слова - могу и должен, и кроме слова должен, есть ещё слова - могу и хочу (Рис. 2). .
    Пояснение. Либеральное воспитание, когда человеку всё позволяют и ничего не требуют, приводит к тому, что у него сильно развито хочу в ущерб могу и надо, и он постоянно обижается на то, что ему кто-то чего-то должен. Человек, у которого преобладает чувство долга, постоянно чувствует вину, что он не все сделал. Два этих психологических типа дополняют друг друга и формируют отношения тиран жертва (или в терминах Э. Берна ребёнок - родитель, классическая инфантильная манипуляция). Во взрослую же позицию - могу, человек со слабым мышлением, при столкновениями с затруднениями, не выходит. На практике же человек по ситуации ведёт себя как тиран или как жертва.
     Культурные люди в Советском Союзе воспитывались в стереотипе преобладания могу-должен. В условиях же рынка излишняя скромность и ответственность приводит к тому, что продуктивные люди остаются без денег. Рынок требует чёткой позиции по стоимости своей работы и умения её презентировать.
 
           Рис. 2.
 
                                                          
Могу (позиция взрослого)
                                                                            /\
                                                                          /    \
                                                                        /        \
                                                                      /            \
                                                                     -------------
                                                          Хочу                   Надо (должен)
                                                         Обида                  Вина
                                          Ребенок  тиран                 Родитель жертва
 
     Существует и другая крайность - неверие в магию. Бытует мнение, что если не верить в магию, то она не работает. Это не верно [14, 15]. На самом деле телепатическое воздействие прекрасно управляет «невнушаемыми» субъектами. А обучиться ему можно за несколько часов. Единственной зашитой, известной автору, является отслеживание и преобразование своих эмоциональных состояний и поведения (любая психопрограмма, в том числе загруженная телепатически, включатся стимулом, вызывающим эмоциональный отклик, и проявляется в поведении, последствия которого можно спрогнозировать).
 
   2) Сильное мышление лидера, позволяющее ему быстро решать проблемы, отслеживать неблагоприятные тенденции развития событий и пресекать их.
   Для решения проблем надо просто не пропускать их. Проблемы, как правило, проявляются постепенно: сначала, как некоторые неприятные эмоции, потом как повторяющиеся препятствия в деятельности, потом как конфликты. По возможности лучше не ждать до тех пор, пока проблемная ситуация дорастёт до конфликта.
   Формами, в которых осуществляется групповое развитие, как правило, являются групповая и индивидуальная работа.
   Причём лидер группы, занимается предметным развитием группы (обучением деятельности, которую ведёт группа),
а привлечение консультанта необходимо для обеспечения развития личностей членов группы и ускорения групповой динамики (процесса формирования коллектива).       На первом этапе работы производится закладывание фундамента личностного развития членов группы (активизация мышления, приведение психики в рабочее состояние, умение ставить и решать задачи, умение учиться, умение планировать свою деятельность, умение общаться и работа с проблемами и конфликтами и т.п.). Формами работы консультанта являются семинар-тренинг и индивидуальные консультации.
   Первый этап необходим для дальнейшего успешного обучения. Учить человека, у которого заблокирован практически полностью процесс мышления и физиологически слабо работает мозг, нет мотивации к обучению и есть комплексы, связанные с обучением, дело малопродуктивное. Но именно такое обучение повсеместно используется, и продуктивность его оставляет желать лучшего.
 
      Условия успешности работы с консультантом.
1) Согласование лидером группы с консультантом целей и плана работы.
2) Систематическая совместная с консультантом рефлексия процесса и результатов проводимой совместно работы. Совместная рефлексия позволяет вносить по мере необходимости коррекцию в предметную и инновационную деятельность группы и предохраняет от деструктивных интриг членов группы, позволяет лидеру группы обучиться методологии педагогической поддержки, решить свои личные проблемы.
   На базе личностного развития членов группы значительно ускоряется групповая динамика (разрешение внутригрупповых и внешних по отношению группе проблем, формирование сработанного и сплочённого коллектива) и рост профессионализма членов группы. Что в дальнейшем позволяет качественно повысить продуктивность работы группы. Это вторая фаза работы консультанта - поддержка формирования и реализации проекта и программы развития группы (освоение системного подхода, умений работать с информацией и вести исследовательскую деятельность, проектировать и согласовывать интересы, презентировать и продавать).
 
     В) Организационный уровень.
   В ситуации, когда в бюджетах многих организаций нет денег на развитие, все определяется желанием руководителя организации. Если руководитель организации считает нужным вывести её в режим развития, то проблему выделения ресурсов на развитие он каким-либо образом решает.
   Далее успех будет определяться тем, есть ли у людей, которым предлагается развиваться, мотивация к развитию. Руководитель должен её создать - это возможность карьерного роста и увеличения оплаты труда в случае успеха в решении организационных проблем.
   Поэтому прежде чем приступить к программе развития сотрудников руководитель должен проработать миссию организации и прояснить перспективы развития, определиться с квалификационными требованиями к людям, способным реализовать миссию организации и объяснить им личную пользу развития.
   Если этого не сделать, то люди или будут сопротивляться образовательному процессу, под предлогом, что это пустая трата времени или, развившись, отправятся искать более перспективные места работы.
 
      На организационном уровне необходимо использовать современную концепцию образования.
     Её основные идеи.
1) Человеку для своего развития необходимо выходить из области комфорта привычек в область новых для себя ситуаций, а для этого он должен уметь познавать.
2) Человеку нужны знания для решения его текущих проблем.
3) Человеку нужен опыт решения этих проблем.
 
     Традиционное образование перегружает человека не нужными ему для жизни знаниями, не давая навыков познания и опыта решения проблем. Оно просто на 90% бессмысленно, особенно в ситуации быстрого научно-технического прогресса и лавинообразного нарастания знания.
   Характерно, что во всём мире происходит ослабление общего образования (функция учителя как передатчика знаний в условиях компьютеризации отмирает) и рост значения дополнительного образования.
    Как же организуется
современное образование в дополнительном (а на самом деле становящемся основным) образовании.
1) Развитие интеллекта и личности образуемого и её самоопределение на образование в конкретном направлении. Осуществляется посредством тренингов личностного роста.
2) Проектная форма образования. Образуемый идёт по индивидуальной образовательной траектории, делая проект за проектом. Результаты проектов, по возможности, являются кому-то необходимы для повседневной жизнедеятельности (максимальное приближение образовательной (модельной) деятельности к реальной).
3) Необходимая информация добывается из сети интернет (дистанционное обучение).
4)    Необходимый опыт (умения и навыки) обеспечивается активными формами обучения:
ролевыми играми, исследовательско-проектными семинарами и тренингами.
5)    Освоение базовых технологий: информатика и экономика.
 
    При такой организации образования решается проблема мотивации - образуемые с интересом и удовольствием и учатся тому, что они сразу с пользой для себя и своего окружения применяют в повседневной жизни.
   Как показывает опыт инновационных школ, в результате современного образования дети становятся кандидатами наук и преподавателями в возрасте 14 л.
 
     Поэтому применение современной концепции образования позволяет с наименьшими затратами получать максимальные результаты (в первую очередь надо вкладывать в развитие людей, а потом во всё остальное), что и подтверждает практика инновационной деятельности.
 
       Разделение труда между специалистами, работающими по современной концепции образования. Социальный педагог (методолог) обеспечивает формирование целостной концепции развития деятельности. Исходя из конфигурации решаемой проблемы, формируется коллектив специалистов (психологов, медиков и т.п.), деятельность которых координирует социальный педагог.
 
 
        6.    Места приложения усилий.
 
      Определяются условиям получения результата и возврата инвестиций, вложенных в развитие.
     А) Очевидно, что лучше всего окупаются инвестиции, вложенные в самого себя. Для обеспечения собственного развития. Помогают в собственном развитии опора на факты и собственные интуицию и интеллект. Существует также Интернет (сайты «Суперидея» и многие другие) и книги.
  Чтобы решить проблему надо:
- хотеть ее решить (признать ценность решения проблем, фиксировать затруднения и тратить время на исследования ситуации, проектирование решений и экспериментальную проверку решений;
- верить, что ее решение возможно (успешных людей не пугают «безнадёжные проблемы», они не опускают руки, а квалифицированно работают и добиваются успеха);
- ее решать (делать шаг шагом, устраняя одну причину проблемы за другой, до тех пор, пока не удастся вырасти из проблемы);
- понять, что мешает ее решению (описать тупик, чётко сформулировать причину проблемы);
- увидеть в помехе путь к решению (если тупик пройти до конца, то можно обнаружить «дверцу» наружу, надо просто идти).
 
    Б) Далее, при условии взаимности очень полезно вкладываться в своё ближайшее окружение. Если же человек не хочет договариваться, то теория переговоров рекомендует поискать другого партнёра, а педагогика, при этом, советует подождать, пока жизнь не заставит, деструктивно ведущего себя человека осознать собственные проблемы и ограничения, после чего он становится более сговорчивым.
    Есть мнение, что психологи не имеют право работать со своими родственниками (а то глядишь, развалятся семейные манипуляции, а отношения сформировались на негласном договоре не трогать слабости друг друга). Если же специалист не боится осознать свою тень, то у него появляется возможность развития семейных отношений. Отрабатывая свою часть проблемы, он снимает негативный эмоциональный разряд в отношениях. А это позволяет конструктивно обсудить проблему с партнёром. Данная схема позволяет вырасти из бесконечной борьбы за лидерство, бесконечной ругани и бесконечного стресса нерешённых семейных и рабочих проблем, и перейти к партнёрским отношениям.
     Как же всё-таки, разрешить конфликт между выкорабкивающимся из своих комплексов мужчиной и компульсивной женщиной.
    Сначала манипулятивная ситуация держится на том, что женщина угрожает уйти (мы меня не любишь, не делаешь то, что я хочу, поэтому я ухожу).
   Если мужчина с этой возможностью ухода женщины смирится, и отношения сохранятся, то следующий рубеж обороны носит название «васька слушает, да ест». В результате в семейном бюджете формируется «чёрная дыра», куда утекают не только деньги на развитие, но даже и на питание, и семья погрязает в долгах.
    Одна хорошая знакомая (русская) рассказала автору историю, что лет пятнадцать назад её знакомый еврей ругал её за то, что она не считает денег. Ей казалось, какая ерунда, я могу себе позволить сразу чего хочу, что я буду тратить время на учёт каждой копейки. Началось введение рынка, еврей выгодно вложил накопленные деньги, и теперь они кормят его, и он имеет практически всё, что хочет. Моя же знакомая до сих пор учится считать копейки, зачастую не позволяя себе самого необходимого. Недавно ей снился сон, в котором другой её знакомый  еврей ей сказал: «Когда же ты, наконец, станешь планировать свою жизнь»? Она всё понимает, но, приходя в магазин, попадает под влияние неодолимого импульса (
я же хочу, я же очень хочу), покупает не очень нужную вещь и семейный бюджет «едет под откос».
    С помощью данной истории можно обострить внутренний конфликт у компульсивной личности: «Ты хочешь жить хорошо, но сама же подрываешь условия своего благосостояния» и содействовать формированию её мотивации на изменение отношения к деньгам. Ещё одна мотивация - мужчине жить с женщиной страдающей потребительской лихорадкой, всё равно, что женщине жить с пьющим мужчиной.
   Снятие же, «кнопок», вырывающих ресурсы, при согласии клиента, является делом техники (методики пед. поддержки и НЛП). Ведь это же всего лишь на всего обычный невроз, связанный с деньгами, плюс реклама и ничего более. Когда деньги есть, то возникает страх, что их отнимут, а когда их нет - появляется панический страх умереть с голода.
    Стимуляцией же к работе над собой является разделение семейного бюджета на фонды, вносимые в него мужчиной и женщиной. Эта процедура позволяет ввести персональную ответственность за использование денег и пресекает различные манипуляции по стягиванию денег с партнёра.
   Другим не менее интересным способом подрыва семейного бюджета является хождение на тренинги по деньгам. Почему-то тренеры - психологи часто не объясняют базовых закономерностей, связанных с деньгами.
   а)
Производитель - товар - деньги. Чтобы иметь деньги надо участвовать в производстве и продаже хорошего товара. Как говорят продавцы: «Если у вас не лучший товар, то лучше, чтобы об этом никто не знал».
   б) А чтобы извлечь деньги из цикла деньги товар деньги
необходимо вкладывать в активы (в инвестиции, которые возвращаются с прибылью), а не в пассивы (в потребляемые товары, которые затем теряют свою стоимость).
Без понимания и использования базовых закономерностей, сколько не «рой там, где приятней, понятней и светлее», избегая проблем и дискомфорта внутренней перестройки, результата не получишь. Хотя в этом правиле есть исключение «Пока живут на свете дураки, обманывать нам стало бы с руки» [16].
   С точки зрения автора, тонкие эффекты, которым обучают на психологических тренингах, работают, но только тогда, когда учитываются «грубые» закономерности. В этом случае тонкие эффекты усиливают грубые. Также они работают в ситуации отсутствия системы, хаоса, когда ситуация неустойчива, т.е. в кризисных точках (поэтому не бросай камень в чужой дом, когда сам живёшь в стеклянном доме). Если же ситуация устойчива, то раскачать чего-нибудь с помощью магии крайне тяжело. «Сделать хотел грозу, а получил козу».
 
     В) На малых предприятиях, как правило, работают родственники, заинтересованные в развитии бизнеса и своих детей, что создаёт определённую мотивацию для развития.
     Г) Мотивацию на развитие имеют работающие на реального потребителя инновационные фирмы, и вообще любые организации занятые конкретным делом и имеющие обратную связь от потребителей своих услуг.
    Д) Плохо с мотивацией на развитие у бюджетных организаций - возможность инновационных процессов в них определяется позицией их руководителей. Объёктивная потребность к развитию у них слаба (бюджет организаций мало зависит от результатов деятельности, а больше от отношений с вышестоящим начальством).
 
      Хотя, если руководитель сильная позитивная личность, умеющая разбираться в людях и работать с ними, то он в состоянии за несколько лет вывести из кризиса целый регион и изменить положение дел в стране.
   В стране и мире наработано огромное количество организационных схем, позволяющих согласовать личные и общественные интересы, стимулировать инновационную деятельность: различные формы коллективной собственности и народного предприятия, временные трудовые коллективы и бригадный подряд, кружки качества и карьерный рост человека вместе со своей разработкой и т.п. Смысл всех этих организационных экономических механизмов один - каждый участник деятельности получает процент, от конечного общего результата, в зависимости от своего вклада.
       Как показывает практика, продуктивность деятельности людей, при согласовании их интересов и стимулировании инноваций за несколько лет возрастает на два порядка. Для реализации этих схем требуется квалифицированная профессиональная работа руководителя, формирование продуктивной команды высшего руководства, и последовательное решение проблемы за проблемой.
 
       Взаимосвязь личного, группового и организационного.
Решение личной проблемы приводит к кризису отношений в группе. У человека появляются претензии на повышение группового статуса. Если он успешно доказывает группе свой статус, то происходит переструктурирование групповой деятельности и группа становится более продуктивной, и противоречие переносится на организационный уровень, возникает требование изменений правил игры (что является предметом работы думы, и других нормотворческих организаций).
   Поэтому для повышения качества жизни не надо терроризма и революций. Надо просто использовать профессиональный инструментарий для развития мышления, повышения качества отношений и обретения психофизического здоровья, решать свои проблемы и объединяться для решения общих (наука нам поможет). Возьмёмся за голову друзья, чтоб не пропасть по одиночке.
 
    Р.S. Есть мнение, что развиваться нам мешают деструктивные компоненты нашего российского менталитета: уже Казахстан быстрее развивается, чем Россия, а у нас невозможна инновационная деятельность потому, что мы не американцы, не немцы, не японцы, не корейцы, не китайцы,… в общем, потому что мы русские. То, может быть, стоит не бесконечно рассуждать о загадочности русской души (что отражает только слабость познавательных способностей рассуждающего), а решить задачу по её развитию.
   Наиболее активно инновационная деятельность ведется на островных государствах Англии, Японии, Австралии, Тайване. Недостаток природных ресурсов стимулирует у населения развитие мышления. В этих странах высокая культура труда и высокий уровень жизни.
   Социологи в наше время с точностью до 1-2% прогнозируют результаты выборов в России. Считающие себя более развитыми наши зарубежные партнёры, выкачивают из нашей страны ресурсы и одновременно обвиняют её в том, что она сидит на их шее [1]. Западные бизнесмены и руководители имеют социально-психологический портрет российского руководителя, и пользуются им при переговорах.
   Может, хватит наступать на одни и те же «грабли»: жалость к себе и избегание решения проблем, гордыню, агрессивное упрямство и «васька слушает да ест», компульсивные, непродуманные решения и истерические поиски виноватого за их последствия. Может,
пришло время системно мыслить и решать проблемы?
 
    Притча. Идёт человек по дороге, не видит яму и падает в неё. Снова идёт человек по той же дороге видит яму и падает в неё. Опять идёт человек по той же дороге, видит яму, останавливается на краю, и падает в неё. Ещё раз человек идёт по той же дороге видит яму и обходит её. Идёт человек по другой дороге.
 
    И неплохо было бы в России жить как в Дании, где средний уровень доходов в 35 раз больше и с инфраструктурой всё в порядке. При выходе в развитие можно личную, групповую и организационную продуктивность за несколько лет увеличить в 100 раз. Но для этого надо просто структурировать хаос в своей собственной голове и от разговоров перейти к действиям (по возможности к конструктивным).
 
      Литература.
1.    Н. Шмелёв. Я не вижу ни одной серьёзной ошибки. Октябрьское поле, 23 марта 2004 г.
2.    А. Вайз. Вдохновение по заказу. Минск, Поппури, 2000 г.
3.    Л.И. Будникова Социологическое исследование токсикомании среди детей и подростков. Москва,
2000 г.
4.    Методика по применения биологически активных добавок к пище
Vision. Москва, 2002 г.
5.    Педагогические системы «Дети с проблемами в физическом и психическом развитии» отв.
редактор Курнешова Л.Е. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2000 г.
6.    Ллойд де Моз. Психоистория. - Ростов-на-дону: Феникс, 2000 г.
7.    А. Пиз, Б. Пиз. Язык взаимоотношений: мужчина и женщина. М., Эксмо-пресс, 2000.
8.    Д. Быстролётов. Пир бессмертных. М.: «Граница», 1993 г.
9.    Е.И.Николаева. Русский эксперимент. ЭКО N 5 1997 г.
10.    А.С. Макаренко. Педагогическая поэма. М., 1986 г.
11.    С.И. Гессен. Основы педагогики. М.,1995 г.
12.    В.В. Тарасов. Методика педагогической поддержки. Москва, 2002 г.
13.    Р. Рубин, С. Гоулз. Бизнес в стиле Дзен. М.: «Добрая книга», 2002 г.
14.    В.В. Шлахтер, С.Ю. Хольнов. Искусство доминировать. Санкт-Петербург, «Респекс». 2000 г.
15.    Д. Верищагин. Система ДЭИР. книга 3. «Влияние». Санкт - Петербург, «Невский проспект», 2000
г.
16.    И. Вагин. Держи ухо востро. М., «Рипол классик», 2002 г.
 
 
 
                                 


Сайт создан в системе uCoz