Устойчивое развитие
Реализация концепции устойчивого развития.
(Пояснение характера работы отдела по орг. развитию и/или консалтинговой фирмы).
 
Содержание.
1.    Постановка проблемы.
2.    Историческая перспектива.
3.    Формирование современной цивилизации.
4.    Экологический кризис.
5.    Сценарии развития.
6.    2003 г. Россия. Анализ состояния и концепция развития.
7.    Реализация концепции устойчивого развития.
Литература.
 
 
     1.    Постановка проблемы.
 
   Под устойчивым развитием в настоящее время понимается постоянный экономический рост при сохранении окружающей среды [1]. С точки зрения системного подхода можно дать более общее определение устойчивого развития: постоянное совершенствование системы без кризисов угрожающих её существованию. Кризисы систем, как правило, возникают из-за недостаточности какого-либо ресурса и/или разрушения по какой-либо причине компонента (ов) системы. Устойчивым развитие становится тогда, когда система успевает ликвидировать кризис раньше, чем он поставит её на грань существования. Для преодоления кризисов система должна совершенствовать своё качество (повышать полезный выход и сокращать ресурсопотребление, быстрее и точнее реагировать на изменения угрожающие существованию системы).
     Современное общество развивается неустойчиво. В чём же причины его неустойчивости и как можно перевести его в устойчивое состояние.
     Война это максимальное обострение противоречий. В обмене ударов и результатах войны происходит вскрытие реальных отношений. Поэтому, проанализировав результаты последней войны (в Ираке) можно многое понять в современном мире.
   Анализ необходимо начинать издалека от прошлого глобального кризиса и проводить на уровне современных представлений о мире - космос и планета, как энергоинформационная система.
 
 
      2.    Исторический период.
 
      Последний глобальный кризис, приведший к уничтожению цивилизации, это гибель Атлантиды (12 т.л. назад) [2]. Как предполагают лица, называющие себя духовными учителями, цивилизация уничтожила сама себя в процессе войны с применением оружия, разрушевшего материк. Причиной войны были внутренние конфликты в системе управления.
    После чего цивилизация начала строительство своего материального дома (культуры) с нуля, но имея информацию о прошедшей катастрофе в энергоинформационном поле планеты и в памяти индивидуальностей.
     В 20 -ом веке по уровню своего развития человеческая цивилизация подошла к тому же этапу развития - мощности оружия достаточно для её самоуничтожения.
   Оценка сложившейся ситуации связана с тем, что появился ли новый фактор (ы), который поможет человечеству пройти кризис развития без смертельного исхода, и достаточен ли он для решения проблемы.
 
 
      3.    Формирование современной цивилизации.
 
     А) Религия и жизнь.
     Религия это картина целостности мира. Она предлагает человеку и обществу ценности и жизненный путь. Но реальная жизнь всегда была в противоречии с догмами любой религии.
     Религия не развивается, человек же хочет жить лучше. До какого-то момента (15 века нашей эры) религиозное сознание сдерживало производительные силы, но жизнь взяла своё.
 
     Б) Экономика и жизнь.
     Рынок, как  зафиксировал Смит, прорвал оковы феодализма, и капитализм резко поднял уровень жизни (17 в.). Но как показал Маркс, свободный рынок это неизбежно кризисная система (19 в.). Кейнс нашёл решение проблемы - государственное регулирование рынка. Реальная конвергенция социализма и капитализма давно уже произошла (20 век)[3]. Отмена рынка в Советском Союзе привела к отставанию в научно-техническом прогрессе.
     Но и государственное регулирование не обеспечивает устойчивости развития системы в настоящий момент. Недостаточно эффективная работа государства и коррупция приводят к тому, что цивилизация сейчас балансирует на грани устойчивости.
 
      В) Научно-технический прогресс и жизнь.
 
      Можно выделить две его составляющие: техническую и науку о человеке.
    В науке о человеке две линии: на сужение и порабощение сознания людей и на его расширение и освобождение.
   Государство, которое стремится к сужению сознания людей, проигрывает в научно-техническом прогрессе, уровне и качестве жизни своим соседям и потому неустойчиво.
     Именно отставание в развитии личности (в педагогике) привело к развалу Советского Союза. Когда в стране в 1991 г. возник кризис системы, то выяснилось, что в ней нет лидерской группы, способной сохранить Советский Союз.
 
      4.    Экологический кризис и государственная политика.
 
     В 1992 г. в Рио-де Женейро на междунородной конференции с участием большинства стран признано, что человечество потребляет больше и растет быстрее, чем это может выдержать биосфера планеты в ближайшем (10-ки лет) будущем. Для решения экологических проблем необходима международная кооперация стран. Но экономический рост продолжается, а международные и внутригосударственные усилия в области сохранения природы явно не успевают за усугублением ситуации. Уже появились фирмы, торгующие по не всем доступной цене, экологией на индивидуальном уровне
      Эта же двойственность государственной политики проявилась и в войне в Ираке. США военным путём решают свои экономические и политические проблемы и одновременно пытаются построить демократию в разрушенной стране.
   Это означает инфантильность государственных элит. Их поведение на государственном уровне соответствует на индивидуальном уровне поведению человека игнорирующего проблемы со своим здоровьем ради достижения сиюминутных целей. Это поведение иррационально: страданий от болезней больше чем радости от минутного удовольствия, но попробуйте избавиться от вредной привычки.
 
 
       5.    Сценарии развития.
 
     Для определения сценариев возможного развития рассмотрим причины сложившейся ситуации. Как считают психоисторики, психика людей существенно искажена психотравмами [4]. Вследствие этого люди сами формируют себе кризисы в своей жизни, как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
   Осознание данной ситуации стимулировало разработку психотехнологий «очистки» психики от деструктивных программ (развитие мышления и работа с психосоматикой). Успешность применения данных технологий привела к тому, что население начинает различать психотерапевтов и психиатров, несмотря на то, что многие психологи (как и многие лидеры) «навешивают» свои деструктивные программы на своих клиентов. Постепенно формируется прослойка людей, которые сознательно избавляются от психологических блоков и развивают своё сознание (это и есть новый фактор, который вероятно действует сильнее чем в Атлантиде [5].
       Поэтому в настоящее время борьба идёт между двумя сценариями развития.
А) Нерешение проблем и обострение противоречий (экономика-экология, бедность-богатство, север-юг) -> рост психотравматизма и терроризма -> «завал» психики населения в панику и параною -> рост военных конфликтов и перерастание их в глобальный.
Б) Повышение творческого потенциала населения -> решение индивидуальных проблем -> усиление государственной политики, поддерживающей решение проблем -> рассасывание глобальных противоречий и переход к жизнедеятельности в режиме устойчивого развития.
   Настоящее время это точка перехода процесса Б от индивидуального развития к групповым формам.    Объективно необходимо движение, которое послужит ядром кристаллизации этого процесса.
 
 
     6.    2004 г. Россия. Анализ состояния и концепция развития.
 
    Основой решения проблем на государственном уровне является система инновационной деятельности (НИОКР - научные исследования и опытноконструкторские разработки). В настоящий момент в России она слаба по следующим причинам:
  а) Технократический характер системы, не использующей современные способы организации инновационной деятельности, подготовки кадров и слабо стимулирующей результаты труда;
    б) Отток значительной части ведущих специалистов за рубеж, где лучше условия труда и его оплата.
   Поэтому старение и снижение квалификации кадрового состава на фирмах, работающих в области НИОКР, низкая их продуктивность, проблемы с заказами и обеспечением деятельности.
  Следствием слабости системы инновационной деятельности являются медленное решение государственных и личных проблем, критическая зависимость страны от цены на нефть, газ и постоянное её балансирование на грани устойчивости.
 
    По сравнению со странами запада  и востока позицию России можно охарактеризовать следующим образом.
     Страны Запада, особенно США, слабее заинтересованы в реализации концепции устойчивого развития, чем Россия, из-за имеющихся резервов и привилегированного положения в мире.
   На востоке, как правило, не хватает уровня образования населения. Исключение - Япония, но она, похоже, слишком завязана на США. Китай пытается реализовать устойчивое развитие и в некоторой степени ему это удаётся.
   Вывод. Россия страна, имеющая возможность с точки зрения уровня культуры населения (в крупных городах) постепенного перехода на концепцию устойчивого развития, и остро подталкиваемая к этому переходу наличными кризисными явлениями. Похоже, что страна в настоящий момент находится в точке неустойчивого равновесия, а дальше - или вверх или безвозвратно вниз.
 
     Как же развить систему инновационной деятельности в стране?
  Ответ очевиден. Развитие людей и переход организаций на современные способы ведения инновационной деятельности. И также развитие этих способов (социальное исследование и проектирование). Неочевидно то, как это сделать.
   Для этого необходим субъект, организующий процесс развития на государственном уровне. Таким субъектом может явиться партия, если она сможет в своей деятельности обеспечить подготовку людей, способных вести инновационную деятельность и внедрить в свою деятельность систему управления инновационными разработками.
 
 
    7.    Реализация концепции устойчивого развития (необходимая работа и сроки её выполнения).
 
    С точки зрения теории автоматического регулирования устойчивое развитие системы возможно при наличии в ней подсистемы обеспечивающей качественную обратную связь - изменение структуры и поведения системы в ответ на изменения внешней и внутренней среды, позволяющее решить проблему, вызванную этим изменением.
   На уровне отдельной личности это наличие саморефлексии, творческого мышления и воли к действию (если не сделаю, то будут негативные для меня последствия и/или упущу возможность).
   Переход к устойчивому развитию на уровне личности заключается в прохождении тренингов личностного роста и освоения ею методологии решения проблем. Это работа личности при наличии соответствующей образовательной методологии и поддержки на год.
 
     На уровне группы, в частности, семьи это наличие лидера (ов), решающего (их) проблемы группы, и воспитывающего остальных членов группы до обретения ими самостоятельности и ответственности.
     Переход к устойчивому развитию на уровне группы заключается в осознании группой свих целей, выстраивание ценностей и деятельности в соответствии с ними, выход группы в режим самоорганизации.
     Это работа лидеров при наличии соответствующей консультативной поддержки на 1-3 года.
 
   На уровне организации это наличие лидерской группы, формирующей миссию организации и обеспечивающей решение проблем, связанных с её выполнением. Часть лидерской группы должна быть организована в специальную структуру, инновационное подразделение, обеспечивающее решение проблем (штаб, атикризисная группа, методическая и/или социальнопсихологическая служба и т.п.) в функции которой входит развитие членов организации и обеспечение проведения кадровой политики организации.
    Для перехода организации в режим устойчивого развития необходимо социальное проектирование (миссия, философия, программа развития, организация деятельности, подготовка кадров и т.п.) и согласование норм ведения инновационной деятельности в организации с правовыми нормами государства.
    Это работа на 3-5 лет, при наличии консультативного сопровождения.
 
    На уровне государства (или региона) это система инновационной деятельности включающая в себя: партию, сотрудничащую с общественными организациями, гос аппарат и спецслужбы, систему НИОКР и систему отбора и подготовки кадров.
    Для перехода государства к устойчивому развитию необходимо формирование конструктивного движения, проведение многочисленных локальных социальных экспериментов по устойчивому развитию на уровне организаций и регионов,  развитие нормативной базы государства, качественно развитие системы образования и зравоохранения, проведение соответствующей внешней и внутренней политики.
   Это работа элиты государства миниум на 10 лет, при научной и консультативной поддержке процесса социального проектирования.
 
   Литература.
 
1) Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. Сценарии перехода к устойчивому развитию. Экология и жизнь, №2, 2002 г.

2) Друнвало Мельхисидек. Древняя тайна цветка жизни. М.: София, Гелиос, 2001 г.
3) Р. Хайлбронер, Л. Тарау. Экономика для всех. - Тверь: Фамилия, 1994 г.
4) Ллойд де Моз. Психоистория. - Ростов-на-дону: Феникс, 2000 г
.
5) Тихоплав В.Ю. Тихоплав Т.С. Кардинальный поворот. - Санкт-Петербург: Весь, 2002 г.
 


Сайт создан в системе uCoz